Творческие объединения художников XIX-XX веков

Статьи по культуре » Творческие объединения художников XIX-XX веков

Страница 4

Петербург - город прекрасный и страшный - главный герой иллюстраций Бенуа. В стиле этих иллюстраций дает знать о себе типичная для "мирискусников" вообще, но в данном случае довольно сложная система призм, в которых многократно преломились образы и картины пушкинской повести. Здесь и напоминание о пейзажах первого певца "Северной Венеции" в живописи Ф. Алексеева - в иллюстрациях, сопровождающих одическое вступление к повести, и поэтическая прелесть интерьеров венециановской школы в жанровых сценах, и графика первой трети XIX в., и не только пушкинский Петербург, но и Петербург Достоевского, например в знаменитой сцене ночной погони. Центральная тема "петербургской повести" Пушкина - конфликт человека и олицетворенной в образе Медного всадника государственной власти, выступающей для индивидуума как зловещая воля, рок, - нашла свое высокое художественное воплощение в известном фронтисписе 1905 г., изображающем сцену преследования Евгения Медным всадником. Бенуа удалось достичь в этом акварельном рисунке изумительной простоты и ясности в выражении сложной идеи.

Театральная декорация, родственная искусству книжной иллюстрации, поскольку она также связана с интерпретацией чужого замысла, являлась еще одной отраслью, где "Миру искусства" суждено было произвести крупную художественную реформу. Она заключалась в переосмыслении старой роли театрального художника. Теперь он уже не оформитель действия и создатель удобных сценических выгородок, а такой же истолкователь музыки и драматургии, такой же равноправный творец спектакля, как режиссер и актеры. Известно, например, что сочинение музыки балета "Петрушка" происходило при непосредственном участии А. Бенуа. Художник разворачивал перед Стравинским зрительные' образы будущего спектакля, служившие дополнительным стимулом фантазии композитора. Декорации "Петрушки" - этого, по выражению художника, "балета улицы", - воскрешали дух ярмарочно-балаганного празднества.

Расцвет деятельности "мирискусников" на поприще театрально-декорационного искусства относится уже к 10-м годам XX в. и связан с организованными С. Дягилевым "Русскими сезонами" в Париже, включавшими в себя целую серию оперных и балетных постановок. Именно в спектаклях "Русских сезонов" европейская публика впервые услышала Ф. Шаляпина, увидела А. Павлову, познакомилась с хореографией М. Фокина.

Именно здесь особенно полно и ярко проявилось дарование Л.С. Бакста (1866-1924) - художника, принадлежавшего к основному ядру "Мира искусства". Экзотический, пряный Восток, с одной стороны, эгейское искусство и греческая архаика - с другой, - вот две темы и два стилистических пласта, составляющих предмет художественных увлечений Бакста. Он оформляет преимущественно балетные постановки, среди которых его шедеврами явились декорации и костюмы к "Шахерезаде" на музыку Римского-Корсакова (1910), "Жар-птице" Стравинского (1910), "Дафнису и Хлое" Равеля (1912) и к поставленному В. Нижинским на музыку Дебюсси балету "Послеполуденный отдых фавна" (1912). В парадоксальном сочетании противоположных начал - вакхически-буйной красочности, чувственной терпкости колорита и ленивой грации, безвольной, текучей линии рисунка, сохраняющего связь с орнаментикой раннего модерна, - своеобразие индивидуального стиля Бакста. Выполняя эскизы костюмов, художник передает характер, цветовой образ, пластический рисунок роли, сочетая обобщенность контура и цветового пятна с ювелирно тщательной отделкой деталей - украшений, узоров на тканях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Динамика развития локальных цивилизаций
Всемирная история может быть представлена в виде древа, основание которого, корневую систему, составляют так называемые «примитивные» общества. Ссылаясь на западных антропологов, Тойнби называет приблизительно 650 таких обществ. Они были ...

Особенности элитарной культуры
Эта культура принципиально обращается только к элите, это культура "аристократического инстинкта", касты, но не демоса. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людя ...

Праздники Астурии
Астурия – это вертикальная земля с впечатляющими горами, в которых текущие к морю образовали огромные ущелья и прекрасные речные долины. Такие же здесь прекрасные, окутанные многочисленными легендами, праздники и обычаи. - Январь: Конкур ...