Роль выставки в жизни музея

Страница 2

В исторической науке с конца 80-х гг. XX в. идет поиск теории, ко­торая представила бы адекватно основу для объяснения прошлого. Плюрализм подходов мало способствует пониманию масс населения, тех или иных исторических явлений, да и сама информация о научных исследованиях почти не доступна. Возникновение империи фольклор­ной истории А.П. Фоменко и его последователей, чьи работы, в отличие от других научных трудов, издаются массовыми тиражами, ведет к дез­ориентации в научном познании и представлениях об истории страны.[12.14.21]

В образовании разнообразие учебников, каждый из которых отлича­ет свой подход (за 1997-1998 гг. было напечатано 28 учебников), еже­годная смена методик, введение тестовой системы не могут способство­вать получению адекватных знаний по истории страны. Согласно со­циологическим опросам, школьники лучше знают А. Шварценеггера, чем А.В.Суворова.

Масс-медиа, воспроизводя ситуацию информационной агрессии, подчас еще больше усугубляют дезориентацию в историческом про­странстве.

Наличие этих явлений вряд ли может способствовать социальной адаптации. В обществе, особенно у молодежи, развивается кризис само­идентификации, что представляет определенную угрозу его развитию. Показательны в этом отношении результаты опроса, который НИИ Мо­сковской гуманитарно-социальной академии/провел в 2001 г. среди сто­личных студентов и старшеклассников. На вопрос, готовы ли вы, если будет необходимо, отдать жизнь за Отечество? "Да" ответили 32%, "нет" - 38%, иное - 12%, затруднились ответить 18%.

Все эти факторы поставили музей в ряд немногих общественных ин­ститутов, способных на основе коммуникационной модели, о которой говорилось ранее, представить возможность такой самоидентификации. Переход общества на визуальную культуру еще более укрепил его по­зиции. Визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Музейная экспозиция представляет собой именно такой канал. В едином пространстве и времени она может дать представление о тех или иных метрических событиях и явлениях. Однако осуществ­ление такой модели зависит от содержания коммуникации, которое тес­но связано с адекватном интерпретацией культурною наследия страны. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реально­сти воспроизвести взаимосвязанную картину той культуры и общества, остатком котором они являются.

Та же задача поставлена перед музеями в государственной программе «Культура России 2001-2005» и является одним из основных требований при составлении концепций их развития и социальной оценки эффективности деятельности.

Решение этой задачи связано с семиотической моделью коммуника­ции и представления музейной экспозиции в качестве комплексной се­миотической системы. В конце 80-х - начале 90-х гг. знаковый семио­тический подход начал применяться ко всем культурным явлениям, в том числе и к 4музеям.

В российском музееведении в целях исследования семиотической функции экспозиции были сделаны попытки использо­вания вербальных моделей. Признание лингвистической мутации гума­нитарного знания и моделей коммуникации, основанных на этом подхо­де, способствовало появлению представлений о существовании «языка вещей». Такие музеологи, как М.В. Гнедовский, связывали его с новыми способами осмысления предметного мира в области искусства, дизайна, архитектуры . Н.А. Никишиным была предпринята попытка разработки языка музейной экспозиции.[17.18.20]

В результате произошедших перемен в научном познании выясни­лось, что для осуществления коммуникативной функции экспозиции возникла необходимость привлечения новых источников, иного прочте­ния тех, которые считались основополагающими, изменения способов работы с ними с целью извлечения и передачи социальной информации.

Соответственно для того, чтобы процесс коммуникации происходил с наибольшей эффективностью коммуникатору (экспозиционеру) необхо­димо знать музейное собрание во всех ракурсах его коммуникативных свойств и соотносить характеристики источников с сообщениями, кото­рые они производят.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Субъективные цели, мотивы, методы и формы культурно-просветительной деятельности
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узн ...

Омский академический театр драмы
Омский академический театр драмы - старейший театр города, основанный в 1874 году. В мае 1874 года было выстроено первое (деревянное) здание театра г. Омска, в котором начала работу первая профессиональная актерская труппа. Здание театра, ...

Культура и искусство
Разнообразные культурные события находят свое блестящее воплощение на Коста дель Соль. Музыка является важной частью всех мероприятий, где зачастую можно насладиться живыми представлениями самых известных артистов. Знамениты Фестивали Фла ...