Роль выставки в жизни музея

Страница 1

Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоян­но меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое со­общество вышло на такой сложный период своей организации, который для успешного функционирования требовал координации, опирающей­ся на информационные процессы. По мнению одного из разработчиков теории коммуникации, Э. Тоффлера, работа с информацией и знаниями стала одной из производительных сил общества.[15.12]

Музей является одной из таких координирующих систем. В данной статье сделана попытка представить историко-краеведческий музей, имеющий для российской действительности особое значение, в качестве комплексной коммуникативной системы. Поскольку проблема много­гранна, то основное внимание обращено на экспозиционную деятель­ность как квинтэссенцию музейной коммуникации.[12]

XXI в., являясь веком глобальной информации, поставил перед му­зеями ряд проблем, которые связаны с его позицией в качестве социаль­ного института, выполняющего определенные функции в обществе, и, соответственно, его местом в общем информационном пространстве, как отечественном, так и мировом. Решение этих проблем связано с вы­бором модели музейной коммуникации, ее содержания и конкретной техники воздействия. Чтобы понять, какой выбор нам предстоит, обра­тимся к предшествующему опыту. В XX в. музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. Он рассматривался в качестве дополнительного средства пополнения знаний, полученных в результате образования или чтения книг. Модель музейной коммуникации основывалась на непосредственном соприкос­новении с памятниками истории и культуры. Поэтому когда возник во­прос о представлении вещей в виртуальном информационном простран­стве, это вызвало сомнение у ряда музейных деятелей.[15.12]

В российском музееведении одной из основных функций музея при­знавалась функция документирования общее шейных процессов и явле­ний посредством памятников. Это подчас приводило к тому, что вещи выставлялись в качестве знаков или воплощения этих процессов. Такой иллюстративный подход позволял манипулировать музейными предме­тами на основании какой-либо идеи авторов экспозиций, либо выстав­лять их в качестве воплощенных ценностей, благодаря чему музей пре­вращался в лавку антиквариата.

В XXI в. на эти проблемы стали смотреть в ином ракурсе. Возник вопрос о качестве знаний, представляющих информацию об истории и культурном наследии страны. Музей стал выступать как институт по­знания исторических и культурных ценностей и расшифровки их значе­ний, а не только сопричастности к ним, рассчитанной на восприятие.

Соответственно, изменилось представление о концепции и миссии музея в обществе. Он стал представляться в виде информационного центра, который разрабатывает и на основе различного вида источников ведет базы данных по истории, культурному наследию и окружающей среде региона. Такую концепцию взял на вооружение Государственный исторический музей - быть источниковым центром по российской ис­тории и культуре. Отличительной чертой этой информационной системы является под­линность, оригинальность и показ в едином пространстве временной перспективы, т.е. историзм.[21.15.]

Изменились и требования к музею российского общества. В услови­ях кризиса, нарастающей неразберихи, неумения предвидеть в музей стали приходить в поисках жизненных ценностей, обретения душевного спокойствия, ощущения преемственности во времени и материала для формирования самобытности. В период перестройки россияне остро восприняли существенную смену общей картины мира. С позиций тео­рии коммуникации это рассматривается как вариант информационной агрессии на базовую культуру. Следует признать, что страна еще не имела опыта воздействия в таких масштабах, поэтому мы не можем ре­ально представить последствия такой агрессии.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Особенности массовой культуры
Научно-технический прогресс способствовал возникновению досуга не только у избранных, как это было прежде, а у самых широких слоев общества. Заполнение досуга становится прерогативой массовой культуры. Но слияние культуры с развлечением ...

Жанры поэзии
Трубадуры оценивали поэзию по: стилю: clus car, plan, leu, по жанрам: сansos, tensos, sirventes, descorts, planhs, albas, dansas, pastorelas, devinhals, saluts, ensenhamens. По стилю поэзии они разделялись на две группы: Trobar leu или pl ...

Проектирование виртуальной выставки
Необходимость создания новых экспозиций, отвечающих современному уровню исторических, культурологических, музееведческих знаний, осознается сегодня все острее. В своей работе автор руководствуется тем, что духовной предпосылкой развития Р ...