Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора

Статьи по культуре » Эволюционистская концепция культуры Э.Б. Тайлора » Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора

Обратив внимание на повторяемость явлений культуры в пространстве и времени ("явления, имеющие в своей основе сходные общие причины должны беспрестанно повторяться"), Э.Б.Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению таких повторяющихся явлений. В последствии этот прием получил название топологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-исторического метода, он позволяет с большей или меньшей долей надежности моделировать по этнографическим данным явления первобытной культуры и привязывать их к определенным ступеням исторического развития. Этот метод помогал Тайлору соотносить между собой во времени сходные обычаи, верования, то есть определять направления и стадии их развития, да и вообще судить о прошлом. "Удобно сравнивать средний уровень цивилизации двух народов или одного и того же народа, но в разные века, подводя нечто вроде двух общих итогов, которые затем сопоставляются между собой". "Сравнительно односторонний способ исследования развития культуры…обращает внимание преимущественно на знание, искусство и обычаи. Прогресс или упадок культуры измеряется здесь не по мерке идеального добра и зла, а по движению от одной ступени до другой по шкале дикого состояния, варварства и цивилизации, которые в основном берутся по их линейному характеру, …основная тенденция в развитии человеческого общества за все долгое время его существования заключалась в переходе из дикого состояния в цивилизованное. Теория, утверждающая, что тенденции в развитии культуры были одинаковы во все времена существования человеческого общества и что потому развитию культуры, которое нам известно из истории, мы смело можем судить о ее доисторическом развитии – теория имеет право на преобладание как основной принцип этнографического исследования".

Большие возможности открывал и другой прием, связанный с введенным Тайлором в науку понятием "пережитки". Концепция "пережитков" позволяла сохранить идею непрерывности эволюции. Согласно определению Тайлора, пережитки – это "процессы, обычаи, мнения, которые были насильно или по привычке перенесены в общество в его новом состоянии, отличном от того, в котором они родились, и они, таким образом, сохраняются как свидетельства и примеры прежнего состояния культуры, из которых развивалось новое".

В современных обществах особым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы Э.Б. Тайлор сравнивал с "живыми ископаемыми". Их роль играли те обряды, обычаи, воззрения и другие элементы культуры, которые были перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в более позднюю стадию и остаются живым свидетельством или памятником прошлого. Немало таких пережитков Тайлор обнаруживает в быту народов современной ему Европы.

Таким образом, рассматривая такого рода явления, исследователь может по ним реконструировать прошлые состояния общества, понять смысл и значение тех культурных явлений, объектов и образований, существование которых иначе оставалось бы в современных обществах необъяснимым.

С помощью анализа методов сравнения и "пережитков" мы легко обнаруживаем возможности достаточно глубокого и полного изучения эволюционизирования различных этнографических традиций.

Другая информация:

Творческое наследие
Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий. Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним с ...

Творчество мастера в период Великой Октябрьской революции
Советская эпоха открывает новый значительный период в творчестве Петрова-Водкина. Его живописная и образная системы, эволюционируя по пути углубления реалистических тенденций, получают в это время значительно больший размах, черпая подтве ...

Постмодернизм в различных сферах искусства
Постмодерн развивается в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернизм практикует эклектическое обращение к традиционным художественным формам. Сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную те ...