Микеланджело Буонарроти

Страница 1

Итальянское Возрождение дало миру целый сонм прославленных мастеров, но мощь творческого гения Микеланджело Буонарроти (1475-1564) выделяет его даже среди величайших художников этой эпохи. Его искусство знаменует собой не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Его творчество остается образцом гуманизма для последующих поколений. Он был предан искусству целиком, отдавая себя творчеству, изображая людей и богов внутренне предельно напряженных и прекрасных. Микеланджело передает в них и свою энергию. Их трагедия и мощь – это словно драматические переживания и творческая сила самого художника. Его герои – величавы и грандиозны, наполнены страстью, энергией безграничного движения.

Широкую известность и славу принесли Микеланджело работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета», а мраморная статуя "Давид" стала главной достопримечательностью Флоренции. Идеальные пропорции, совершенная пластика, редкая гармония форм делают ее удивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутренней жизнью, энергией и силой. Она является гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Он принимался за них дважды. Сначала по заказу папы Юлия II расписал плафон Сикстинской капеллы, затратив на это четыре года (1508-1512 гг.). На огромных поверхностях плафона Микеланджело изобразил ветхозаветные сюжеты. Это библейские эпизоды, - от Сотворения мира до Потопа, а также сцены из повседневной жизни – мать, играющая с детьми, погруженный в глубокое раздумье старик, читающий юноша и т.д. Это торжественная, легко обозримая композиция воспринимается как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его безграничных возможностей.

В последующие годы творчество мастера приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм охватил его в связи с кризисом в Италии возрожденного гуманизма, гибелью политических и гражданских свобод (итальянские войны 1494 – 1559гг.). Начавшийся террор уносит жизни многих друзей Микеланджело, а сам он какое-то время живет изгнанником. В состоянии пессимизма и отчаяния он работает над усыпальницей рода Медичи (статуи герцогов Лоренцо и Джулиано) и скульптурными аллегориями, символизирующими быстротечность и драматизм жизни – «Утро» и «Вечер» (в надгробии Лоренцо), «Ночь» и «День» (в надгробии Джулиано).

И, наконец, в период 1535-1541 Микеланджело пишет на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный Суд», пронизанную горькими размышлениями о тщете человеческой жизни.

Религиозную тему Микеланджело воплотил как человеческую трагедию космического масштаба. И хотя тема призвана олицетворять торжество справедливости над злом, фреска воспринимается как образ вселенной катастрофы, как воплощение идеи крушения мира.

Микеланджело отступил от традиционной иконографии, выбрав не момент свершения суда, когда грешники уже отделены от праведников, а только его начало, когда все действующие лица охвачены смятением. Сидящий Христос, с ликом страшным и грозным, обращается к грешникам, проклиная их и подвергая в трепет даже святых и Богоматерь, закутавшуюся в плащ. Художник изобразил бесчисленное множество святых мужей и жен, а на бесформенно свисающей коже св. Варфоломея, держащего ее в руке, Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо. Микеланджело размахом и мощью живописи «Страшного суда» не только оправдал слова Данте: «Мертвые там мертвы, живые совсем как живые», - но и показал, что победил не только великих художников, работавших в Сикстинской капелле, но и самого себя в росписи плафона.

Последней живописной работой Микеланджело стала роспись капеллы Паолина, включившая две композиции – «Падение Савла» и «Распятие апостола Петра». Ноты трагического отчаяния уже вполне отчетливо звучат в этих фресках.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Альфред Сислей
Среди импрессионистов также должно быть названо имя Альфреда Сислея (1839-1899 гг.). Англичанин по происхождению, он родился в Париже и жил там до восемнадцати лет. Первоначально в его живописной манере не было новаторских устремлений, х ...

Вершина Возрождения в Италии
« . О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!» — утверждал Пико делла Мирандола. И эти слова из «Речи о достоинстве человека» одного из образованнейших людей XV в., ученого ...

Философия творчества Айвазовского
Излюбленной темой его творчества, со времени возвращения в Феодосию, стала тема моря. Своеобразие творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морских стихий, огненных закатов, играющего на волна ...