Биография

Страница 3

· много прекрасных романсов,

· такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».

Переломным в жизни Чайковского оказался 1877-й год.

Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка этих лет, постоянное переутомление.

В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все жe только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса.

Он писал о себе: «Я буквально не могу жить, не работая». И окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Именно в этот год Петр Ильич закончил два своих великих произведения — оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

С конца 70-х годов Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Знакомится там со многими зару­бежными композиторами: Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне.

В летнее время он подолгу живет на Украине, в Каменке, в имении своей старшей сестры А. Давыдовой.

С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лон­доне.

В 1891 году Чайковский побывал в Америке, в 1893—в Англии, где ему присвоили степень доктора музыки Кембридж­ского университета.

Активное участие принимает Чайковский и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального об­щества.

В последнее десятилетие жизни он создает свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пи­ковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щел­кунчик» и многое другое.

Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха; когда всякое проявление свободной мысли преследовалось и душилось.

Нахо­дясь за рубежом, Чайковский писал брату: « .в России теперь что-то неладное творится . В здешних газетах уже давно печа­таются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал как-то

живее и больнее сознавать настоящее положение дел у нас и часто испытываю серьезную гражданскую скорбь, читая о том, что у нас творится .».

Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу.

Настроения и переживания русской интеллигенции определили содержание многих творений Чайковского: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможностью их достижения.

Но наряду с тем были созданы и такие произведения, как лирически светлая опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», первая и вторая симфонические сюиты, «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио».

Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой — в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. «Вдохновенье—гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призы­вают», - писал он.

День композитора отличался строгим распо­рядком, от которого он никогда не отступал.

Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.

16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с г 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.

«Я желал бы всеми силами души, - писал Чайковский, - что­бы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Греческая Классика и эллинизм
Классический период, несмотря на его непродолжительность, занимает особое место в истории античной культуры. Именно в пятом веке до нашей эры, первоначально в искусстве Аттики окончательно складывается особая стилистическая система, котор ...

Мастер света и тени Куми Ямашита
Человечество избаловано многообразием форм современного искусства. Чего только не насмотришься в арт-галереях и на просторах интернета. Но даже при таком изобилии японская художница Куми Ямашита (Kumi Yamashita) умудряется постоянно удивл ...

Театральность древних и средневековых культур
Патетическая или гротескная аффектация речи и жеста составляла многовековой стилевой канон драмы и театра. В крайнем, максимальном выражении она вызывала нарекания со стороны наиболее чутких и дальновидных людей искусства (вспомним, к при ...