Биография

Страница 2

Вторая тема главной партии вызывает в воображении образы зимней стужи, морозной поземки, снежных вихрей.

Обе эти темы развиваются и приводят к яркой патетической кульминации.

Внезапно главная партия обрывается и на смену ей приходит лирическая побочная. Это тоже типично русская мелодия. Она льется свободно и извилисто, подобно русской речке, которая те­чет по равнине, то огибая холмы, то снова привольно разливаясь в долине. По своему мелодическому складу, песенным интона­циям, ладовой переменности (ре мажор-ля минор) напев этот близок народным протяжным песням.

В разработке развитие достигает большой напряженности. Героический облик приобретает первая тема главной партии. Слы­шатся энергичные триольные возгласы у медных инструментов.

Реприза носит неспокойный характер. Тема главной партии звучит у струнных на тревожном фоне деревянных духовых ин­струментов. После проведения побочной наступает кода—напря­женная и драматичная. Однако в конце коды напряжение рассеи­вается. Слышится песенная мелодия главной партии в ее первона­чальном виде — у флейты и фагота на фоне тремоло струнных.

Таким образом, первая часть симфонии—это классическое со­натное аллегро с обычным соотношением тональностей главной и побочной партий (в экспозиции соль минор—ре мажор, в реп­ризе соль минор—соль мажор).

Вторая, медленная

часть называется «Угрюмый край, туман­ный край». Музыка эта навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру. Она обрамлена медленным певучим вступлением и заключением.

Главная тема (у гобоя) глубоко народна. В ней слышатся вы­разительные интонации русской лирической песни, ее раздолье и широта. В процессе развития напряжение возрастает. Мелодия опле­тается подголосками, наигрышами народного характера. В конце второй части тема, порученная валторне, звучит драматично.

Третья и четвертая части—скерцо и финал—не имеют назва­ний, но по своему -образному содержанию не выпадают из общего поэтического замысла. Со стремительно быстрой, «вьюжной» музыкой первого раздела скерцо ярко контрастирует более спо­койная мелодия среднего раздела, изящный вальс.

Первый из русских композиторов, Чайковский ввел вальс симфонию. Спокойный и мягко лиричный вначале, вальс постепенно становится более напряженным. Обрамленный быстрой музыкой скерцо, он звучит как воспоминание о прекрасном и невозвратимом прошлом. Будто путник в зимнюю метельную ночь видит сквозь заиндевевшие окна танцующие под звуки вальса пары, и в сердце его закрадывается неизъяснимая грусть. После написания первого произведения Чайковским было написано много других.

Во время своего проживания в Москве, он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург Островский музыкальный писатель Одоевский, поэт Плещеев, артисты Малого театра.

Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин.

Помимо педагогической работы Чайковский много и напряженно занимается сочинение музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика.

В своих статьях он горячо поддерживает талантливых молодых композиторов—Балакирева, Римского-Корсакова, Грига.

За десять лет им было сочинено множество произведений:

· три симфонии,

· другие пьесы для оркестра,

· первый фортепианный концерт,

· Вариации на тему рококо для виолончели,

· три квартета и фортепианное трио,

· четыре оперы — «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро»

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Творчество Макса эрнста
Макс Эрнст родился в германском городке Брюль, недалеко от Кёльна. Его отец, Филипп Эрнст, преподаватель в школе глухонемых и несостоявшийся живописец, мечтал о том, чтобы Максимилиан стал художником и всячески поощрял его занятия рисован ...

Основные этапы развития импрессионизма в истории
Начиная с 1860-х годов среди двухтысячной армии художников, живших и работавших в Париже, поднималась волна недовольства. Отчасти предметом недовольства был собственно художественный истэблишмент, а не художественные идеалы, которых он пр ...

Субъекты и функции культурно-досуговой деятельности
Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов. Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой актив ...