Биография

Страница 2

Вторая тема главной партии вызывает в воображении образы зимней стужи, морозной поземки, снежных вихрей.

Обе эти темы развиваются и приводят к яркой патетической кульминации.

Внезапно главная партия обрывается и на смену ей приходит лирическая побочная. Это тоже типично русская мелодия. Она льется свободно и извилисто, подобно русской речке, которая те­чет по равнине, то огибая холмы, то снова привольно разливаясь в долине. По своему мелодическому складу, песенным интона­циям, ладовой переменности (ре мажор-ля минор) напев этот близок народным протяжным песням.

В разработке развитие достигает большой напряженности. Героический облик приобретает первая тема главной партии. Слы­шатся энергичные триольные возгласы у медных инструментов.

Реприза носит неспокойный характер. Тема главной партии звучит у струнных на тревожном фоне деревянных духовых ин­струментов. После проведения побочной наступает кода—напря­женная и драматичная. Однако в конце коды напряжение рассеи­вается. Слышится песенная мелодия главной партии в ее первона­чальном виде — у флейты и фагота на фоне тремоло струнных.

Таким образом, первая часть симфонии—это классическое со­натное аллегро с обычным соотношением тональностей главной и побочной партий (в экспозиции соль минор—ре мажор, в реп­ризе соль минор—соль мажор).

Вторая, медленная

часть называется «Угрюмый край, туман­ный край». Музыка эта навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру. Она обрамлена медленным певучим вступлением и заключением.

Главная тема (у гобоя) глубоко народна. В ней слышатся вы­разительные интонации русской лирической песни, ее раздолье и широта. В процессе развития напряжение возрастает. Мелодия опле­тается подголосками, наигрышами народного характера. В конце второй части тема, порученная валторне, звучит драматично.

Третья и четвертая части—скерцо и финал—не имеют назва­ний, но по своему -образному содержанию не выпадают из общего поэтического замысла. Со стремительно быстрой, «вьюжной» музыкой первого раздела скерцо ярко контрастирует более спо­койная мелодия среднего раздела, изящный вальс.

Первый из русских композиторов, Чайковский ввел вальс симфонию. Спокойный и мягко лиричный вначале, вальс постепенно становится более напряженным. Обрамленный быстрой музыкой скерцо, он звучит как воспоминание о прекрасном и невозвратимом прошлом. Будто путник в зимнюю метельную ночь видит сквозь заиндевевшие окна танцующие под звуки вальса пары, и в сердце его закрадывается неизъяснимая грусть. После написания первого произведения Чайковским было написано много других.

Во время своего проживания в Москве, он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург Островский музыкальный писатель Одоевский, поэт Плещеев, артисты Малого театра.

Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин.

Помимо педагогической работы Чайковский много и напряженно занимается сочинение музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика.

В своих статьях он горячо поддерживает талантливых молодых композиторов—Балакирева, Римского-Корсакова, Грига.

За десять лет им было сочинено множество произведений:

· три симфонии,

· другие пьесы для оркестра,

· первый фортепианный концерт,

· Вариации на тему рококо для виолончели,

· три квартета и фортепианное трио,

· четыре оперы — «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро»

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

"Человек массы" как основной потребитель массовой культуры
В работе "Восстание масс" Х.Ортега-и-Гассет пишет о новой единице общества – "человеке массы": "Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особо, ...

Корпорация. Взгляд изнутри
Пиарщики существовали всегда, именно они для укрепления имиджа, старательно лепили образ человека, которого интересовала только мультипликация, но Дисней больше всего на свете любил прибыль, которую и приносила мультипликация. Чтобы прибы ...

Виды самодеятельного творчества
По содержанию деятельности все самодеятельное творчество условно можно разделить на 6 видов: Художественное творчество Техническое творчество Прикладное творчество Естественнонаучное творчество Социально-политическая самодеятельность ...