Биография

Страница 1

25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, в семье горного ин­женера родился Петр Ильич Чайковский. Его отец работал там директором завода.

Первые музыкальные впечатле­ния Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в дет­стве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки маленькому Пете давала его горячо им любимая мама, которая показала ему ноты и научила его играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле» . Ему казалось, что сочинять он начал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда их никто другой не слышал.

Он всегда был неразлучен с музыкой. «Никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен.»

Вспоминая о детстве, Чайковский писал поз­же: « .я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народ­ной музыки .».

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год—в Петербург.

Десяти лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом «питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно зани­маться музыкой, которая преподавалась для желающих.

Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайков­ского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также много импровизировал.

Впоследствии поэт Апухтин, товарищ Чайковского по учили­щу, так писал об этих вечерах:

Ты помнишь, как, забившись в музыкальной. Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной — Искусство было наш кумир .

Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский по­лучил чин титулярного советника и место в Министерстве юсти­ции. Однако служба не привлекает его.

Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе.

В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубо­кое впечатление производят на молодого человека оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта.

В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.

В консерватории Чайковский учится под руководством извест­ных педагогов—Н. Зарембы и А. Рубинштейна, изучает свою любимую с детства флейту у профессора Цезаря Чиарди – знаменитого итальянского флейтиста – виртуоза, который не только преподавал в консерватории, но и был солистом оркестра Итальянской оперы в Петербурге

Он упорно тру­дится, настойчиво овладевая композиторским мастерством.

По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает служ­бу и посвящает себя целиком музыке.

В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерва­тории.

Свою первую симфонию написанную в 1866 году, Чайковский назовёт «Зимние грёзы» - это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине в России, профессиональное образование. Содержание произведения - это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. Симфония состоит из четырех частей.

Первая

часть получила подзаголовок «Грезы зимнею дорогой» По форме она представляет собой сонатное аллегро, главная партия (соль минор) основана на двух темах. Первая песенная тема звучит у флейты и фагота на фоне тихого тремоло струнных. Мягкими приглушенными красками обрисованы здесь излюбленные в русской поэзии картины зимней русской природы как бы проступающие сквозь легкую снежную дымку. Музыке присуще сосредоточенное лирическое настроение:

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Общая схема библиографической записи
Описание книги с 1,2,3,4 авторами и без авторов. Библиографическое описание встречается на каталожных карточках, на обратной стороне титульного листа книги, в пристатейных и прикнижных списках литературы и т.д. Оно является важной техник ...

Формы творческого существования
На парламентских слушаниях на тему «О законодательном обеспечении театральной деятельности в Российской Федерации», состоявшихся 14 октября 1997 года, А.А. Калягин, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации, художествен ...

«Школа» Айвазовского
Педагогическая и наставническая деятельность И. К. Айвазовского заключалась в создании и поддержании художественной мастерской. В 1853 году Айвазовский предложил проект об учреждении в Крыму художественной школы. Приведем некоторые выде ...