Судьбы цивилизаций

Страница 5

Тойнби рассматривает четыре пути, по которым люди ищут выход из

социального тупика загнивающей цивилизации:

архаизм – стремление вернуться в прошлое, возвратить былые формы жизни;

футуризм – попытка насильственно провести социально-политические и культурные преобразования;

отрешение – уход из общественной жизни, отшельничество, аскетизм;

преображение – «коренная перемена духовного климата», связанная с религиозным прозрением, божественным откровением.

Архаизм и футуризм отрицают жизнеспособность существующего общества и отвергают его. Первый хочет совершить прыжок из настоящего в прошлое, второй – в грядущее. Архаизм – это тщательная, хорошо продуманная политика, цель которой – «плыть против течения жизни», протестуя против традиции, закона, совести, вкуса, общественного мнения.

В сфере человеческого поведения архаизм проявляется в формальных институтах и официальных идеях в большей мере, чем в обычаях. «Струя архаизма» в искусстве так знакома современному западному человеку, что он бессознательно принимает ее как нечто само собой разумеющееся. Когда дух архаизма самовыражается в сфере языка и литературы, высшее напряжение достигается в тот момент, когда мертвый язык вновь возвращается к жизни и начинает функционировать как язык общения. Сейчас существует по крайней мере пять наций, которые занимаются возрождением языка, давно вышедшего из употребления. Это норвежцы, ирландцы, оттоманские тюрки, греки и евреи-сионисты. В области религии западный исследователь может также обнаружить примеры архаизма. Во Франции и Англии в течение последних ста лет религиозный архаизм выражался в ностальгии по церемониалу и духовной атмосфере средневекового христианства. Сущность футуризма – в его разрыве с настоящим, и «стоит только произойти повреждению в какой-либо точке социальной ткани, разрыв начинает расширяться, ткань расползается». В области манер - это смена традиционного костюма на заграничный; в политической сфере – как тщательное стирание существующих вех и границ, например, перекраивание политической карты Аттики революционером Клисфеном Алкмеонидом, так и насильственный роспуск существующих объединений, сект и партий. В области культуры – символический акт сожжения книг, например, в китайском мире император Цинь Шихуанди систематически конфисковывал и сжигал литературные труды философов.

Однако ни архаизм, ни футуризм не являются устойчиво жизненными «образами жизни» и их поражение происходит фактически вследствие одной и той же ошибки. Они оба обречены на неудачу, так как у человека не больше шансов вырваться из Настоящего, чем у рыбы, выпрыгнувшей из воды, взмыть в небо».

В отличие от них, отрешение и преображение представляют собой реакции на надлом цивилизации, выраженные в форме поиска возможностей ее роста. Отрешение – это лишь первый акт «Ухода-и-Возврата», т.е. уход, а преображение – это двухактный процесс, где первая его часть – уход, а вторая – возврат. И если три первых пути несостоятельны, то четвертый может привести, по мнению Тойнби, к спасению.

Личность, наделенная искрой творческого гения, в распадающейся цивилизации находит себе применение в роли Спасителя. Спаситель-архаист желает устранить Настоящее, заняв оборону в цитадели Прошлого. Спаситель-футурист хочет достичь этого же смелым прыжком в неведомое Будущее. На пути отрешения Спаситель предстает в виде философа, на пути преображения – в виде Бога, воплотившегося в человеке. Спасение состоит в «озарении душ светом высших религий». Здесь Спаситель несет людям божественную волю. Именно таким Спасителем был Иисус. «Воля Господня благоуспешно будет исполняться рукой Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством», - сказано в Библии. И если общество сумеет воспринять новую религию, то это приведет к духовному перерождению людей, к взлету творческого духа, благодаря чему из умирающей цивилизации рождается новая, способная к росту и совершенствованию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Театр 19-го века
Немецкий поэт и философ 19 века, профессор классической (античной) филологии Базельского университета Фридрих Ницше (1844-1900) назвал первую свою научную работу, написанную им в 24-летним возрасте, «Происхождение трагедии их духа музыки» ...

Китайский стиль
В Европе изделия китайского искусства вошли в моду в XVIII веке. Как в богатых домах, так и в жилищах бедняков имелись самые разнообразные китайские изделия прикладного искусства, которые были популярны благодаря своим экзотическим формам ...

Тени и пластика
Пластичная форма – это форма рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образующих. И наоборот: форма, которой не хватает пластичности, суха, аскетична, для нее характерна бедная световая структура. При разработке сложных пове ...