Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби

Статьи по культуре » Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби

Существуют различные трактовки термина «цивилизация». Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер – развитыми культурами, П. Сорокин – метакультурами, А. Тойнби – цивилизациями.

Но все-таки можно дать наиболее точное определение данному понятию. Цивилизация – это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.

Сегодня проблема цивилизаций ставит перед исследователями такие задачи, решение которых предполагает научный подход и философскую проработанность. К числу таких проблем относятся прежде всего такие, как сущность кризисов, переживаемых отдельными культурами, в частности западноевропейской культурой; будущее западного мира; усиление культурной идентичности и всплеск национализма; отношение современного человека к религии, технике, науке; взаимоотношения Востока и Запада и др.

В выработке определения понятия цивилизации и оценки конкретных цивилизаций многое зависит от позиции исследователя. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего теория А. Дж. Тойнби, который продолжает линию Н. Данилевского и О. Шпенглера.

Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Другой его труд под названием «Цивилизация перед судом истории» посвящен, главным образом, вопросам столкновения цивилизаций в современную эпоху.

В исследовании «Постижение истории» на основе глубокого изучения колоссального объема фактов мировой истории Тойнби предпринимает попытку переосмыслить тенденции общественно-исторического развития человечества в духе теории локальных цивилизаций. Мысли, концепции, определения, факты, страны и народы, прошлое и будущее сливаются в сложнейший узор, скорее указывающий на присутствие тайны, чем придающий четкость и последовательность изложений событий прошлого.

Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, в области культуры». Тойнби отмечает, что под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны». Именно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации. Для Тойнби цивилизация – это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация. Шкала критериев классификации цивилизаций у Тойнби весьма подвижна, хотя два из них остаются стабильными – это религия и форма ее организации, а также «степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».

Начиная с 21 цивилизации, Тойнби к концу своего многотомного сочинения по ходу дела утрачивает 8, но, кажется, не дает себе труда заметить потерю, увлекаемый потоком осмысления движения или неподвижности истории.

Цель данного реферата – рассмотреть классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показать будущее данных цивилизаций.

Другая информация:

Ирландия
Старый национальный флаг страны представлял собой зеленое полотнище, символизировавшее цвет великолепных изумрудных лугов острова. Современное трехцветное сочетание флага появилось в середине XIX в., во времена борьбы ирландского за свое ...

Сценография. От истоков до наших дней
Как таковой, литературы имеющей прямое отношение именно к экспозиции и ее оформлению, оказалось очень мало, нашлось неимоверное количество информации отдельно о сценографии с точки зрения театральных действ, и такое же количество информац ...

Особенности русского пейзажа второй половины 19 века
Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы. Особенно остро это проявилось в пору революционно-демократического движения втор ...