Жизнь же цивилизаций «более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они распространяются путем подчинения и ассимиляции других обществ.
Однако сравнивать цивилизацию с примитивными обществами – все равно что сравнивать кроликов со слонами.
Цивилизации отличаются от примитивных обществ не только по величине. Главное различие между ними Тойнби видит в том, что примитивные общества статичны, тогда как цивилизации динамичны. Объясняя это различие, он указывает, что важным фактором жизни любого общества является мимесис – социальное подражание, благодаря которому в обществе распространяются перенимаемые людьми друг от друга ценности и нормы поведения. В примитивном обществе мимесис направлен на воспроизведение и сохранение образа действий предков, обычаев и традиций прошлого. Поэтому изменения в нем происходят медленно. В цивилизациях же мимесис ориентирован на творческих личностей, на восприятие новаций. Поэтому они нацелены на изменения и рост.
Сила инерции, воплощенная в обычае, объясняет долгое пребывание человечества на примитивном уровне. Почему же примерно 6 тысячелетий назад эта инерция была преодолена? Какая сила преодолела ее? Видимо, пришел в действие какой-то механизм, работа которого обуславливает переход общества из статического состояния в динамическое движение, генезис и рост цивилизаций. Открытие и описание этого механизма Тойнби считает своим важнейшим научным достижением.
Другая информация:
Славянофильство и западничество как попытки самоопределения русской
культуры
Начало полемики между славянофилами и западниками пришлось на 1839 г., когда распространились в рукописях статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» и И. В. Киреевского «В ответ А. С. Хомякову». При внешних разногласиях по ряду общемировозз ...
Французское кино в 30-50-е гг. XX в
Перелом от 1920-х годов к 1930-м был ознаменован в истории кино утверждением звукового фильма, окончательно вытеснившего с экранов немые ленты. Звук всем предъявлял новые требования. Каждый был занят решением своих технических и художеств ...
Критический реализм
Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением того времени. Критический реализм существенно изменил общественные функции искусства, которое должно было не только ...


Меню сайта