Матис Нитхардт - «таинственный» и «загадочный»

Статьи по культуре » Художественная культура немецкого Возрождения » Матис Нитхардт - «таинственный» и «загадочный»

Страница 1

Нитхардт (Nithardt) Матис, известный также под именем Грюневальд (1470-75—1528) — мастер экспрессивных, драматических религиозных образов, проникнутых мистическим визионерством, поражает богатством и яркостью религиозных фантазий, экстатичностью, изобретательной композицией.

Эпитеты «таинственный» и «загадочный» стали неотъемлемой принадлежностью имени Грюневальда. Еще в конце 19 века его имя даже не было известно, а многие его произведения приписывались Альбрехту Дюреру. Мы знаем о его жизни меньше, чем о ком-либо из его великих современников.

Творчество Нитхардта тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнялись антифеодальным бунтарским содержанием. Исполненные страдания и боли образы Христа и подчёркнуто простонародные изображения святых проникнуты духом протеста. Соответствие творчества Нитхардта трагической эмоциональной атмосфере эпохи, его революционизирующее воздействие достигались взволнованным и экспрессивным языком позднеготического искусства, развитого и обогащенного мастером применительно к новым, усложнившимся условиям времени.

В 1509-1510 гг. Нитхардт поселился во Франкфурте-на-Майне, где принял участие в работе над алтарём церкви монахов-доминиканцев, основную часть которого исполнил Дюрер. В те же годы он поступил на службу к архиепископу Майнцкому в качестве живописца и инженера, получил дворянское звание. В 1526 г. Нитхардт вынужден был оставить двор архиепископа — вероятно, этот разрыв художника с его покровителем произошёл из-за событий Крестьянской войны, во время которой мастер однажды выразил свое сочувствие к повстанцам.

В его творчестве отразились все противоречия эпохи, а его картины поражают богатством религиозной фантазии.

Нитхардт неоднократно возвращался к теме распятия, всякий раз рисуя Христа подчеркнуто натуралистично, в виде простолюдина, много ходившего босиком, изможденного страданиями. В этом образе, несомненно, показан участник Крестьянской войны, в которой воевал и сам художник в 1524—1526 гг. И не только Христос, но и другие библейские персонажи на картинах Нитхардта обнаруживают сходство с самыми демократическими слоями современников художника.

Главное произведение М.Нитхардта — Большой алтарь Богоматери. исполненный им в 1512-1515 гг. (Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция) для монастыря Святого Антония в Изенгеймс (Эльзас). В годы Французской революции монастырь был закрыт, а картины и скульптуры его знаменитого алтаря перевезли в соседний Кольмар, где они и по сей день хранятся в музее Унтерлинден. Монастырь Святого Антония в Изенхейме, как и многие другие монастыри, посвящённые этому святому, был своего рода лечебным центром (Святой Антоний почитался как врачеватель болезней). В лечебные процедуры неизменно входили молитвы больных у алтаря в монастырской церкви. Нитхардту удалось создать алтарь, который оказывал необычайно сильное воздействие на чувства и воображение зрителей.

В 9 частях Изенхеймского алтаря - полные спиритуализма, трагические напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей христовых («Распятие») сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы («Рождество»). Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света («Воскресение»), уступает место образам внутренне просветлённым, гармоничным, проникнутым гуманистическим началом («Св. Себастьян»).

Во время повседневных богослужений алтарь был закрыт, и молящиеся видели перед собой сцену Распятия. В часы праздничной службы открывали первую пару створок, и появлялись картины, посвящённые Богоматери. Наконец, во время торжественных собраний монастырской братии раскрывали створки центральной части алтаря со статуями святых и можно было видеть картины с сюжетами жития Святого Антония. Размеры алтаря велики: высота его достигает трёх метров, величина большинства фигур приближается к человеческому росту.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Новый способ воспроизведения действительности
На характер и содержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияние оказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужило при ...

Местные истоки авангарда
Для коллекционеров дощукинского времени: для мамонтовых, морозовых, не говоря уже о русских аристократах более раннего времени, приобретавших произведения зарубежных мастеров, западное искусство – это хотя и близкое, но, тем не менее, дру ...

Праздники и фольклор
Словно горошины, рассыпаются праздники по всему по6ережью Коста дель Соль. Первое по хронологии крупное празднество - это Страстная Неделя, проведение которой особенно известно в Малаге, Ронде и Риогордо, где жители города разыгрывают сце ...