Сущность, основные функции и предмет науки

Страница 1

Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, любому образованному человеку понятен, если не вполне ясно, то хотя бы интуитивно смысл слова «наука».

Однако если заняться анализом этого смысла, то выясняется, что слово «наука» как существительное употребляется в следующих основных значениях.

Во-первых, наука – это одна из форм общественного сознания. Это предельно широкое, философское значение, и оно, разумеется, требует дальнейшего раскрытия, истолкования и пояснения. В этом значении наука является предметом философии, и в рамках настоящей контрольной работы мы будем касаться его лишь по необходимости.

Во-вторых, наука – это род занятий людей по получению новых знаний, их систематизации и применению. Эти люди – прежде всего ученые, исследователи, но также и организаторы науки, и те, кто обеспечивает получение новых научных результатов и их внедрение в практику. Можно определить, где начинается наука, но невозможно точно указать, где она заканчивается как род профессиональных занятий людей. Более того, наука является родом занятий многочисленных (как по количеству, так и по составу) коллективов, например, целых научно-исследовательских институтов. В эпоху расцвета советской системы у нас на один вуз приходилось около десяти НИИ (правда, эффективность их работы была весьма различной, чаще невысокой). В этом смысле вместо слова «наука» нередко употребляется словосочетание «научная деятельность».

В-третьих, наука – это систематизированные научные знания об определенной области действительности, объективного мира (в предельно широком понимании объективного мира вообще). Когда область действительности определена достаточно четко, синонимом науки в этом смысле может быть теория, например: теория информации, теория управления, теория распространения радиоволн и т. д.

Важно, что речь здесь идет не о знаниях вообще (например, инструкция – это тоже систематизированные знания), а о научных знаниях, то есть о знаниях, полученных с использованием научных методов (научно-методического аппарата).

Отсюда переход к четвертому значению слова «наука» - как к процессу получения новых научных знаний.

Таким образом, сущность науки многогранна и ее можно раскрыть с помощью следующего развернутого определения.

Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности.

Образное определение науки приведено в Толковом словаре В.И. Даля (1866 г.): «Наука – (в высшем значении) – разумное и связное знание: полное и порядочное собранье опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложенье любой отрасли, ветви сведений».

Понятие науки применяется для обозначения как процесса выработки научных знаний, так и всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, а также для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки. Современная наука это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей.

Посредством науки человечество осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, преобразует общественные отношения. Наука способствует выработке определенного мировоззрения, освобождает человека от предрассудков и суеверий, расширяет его кругозор, совершенствует его умственные способности и нравственные убеждения.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Народный праздник как педагогическая система
В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой мож ...

Основные принципы становления сюрреализма
Сюрреализм - авангардистское направление в художественной культуре, возникшее во Франции в 1919 году. «В 1919 году - говорил Андре Бретон – мое внимание сосредоточилось на более или менее частичных фразах, которые, в полном одиночестве, п ...

Становление искусства балета
Становление и развитие искусства балета связаны с культурами Италии, Англии, Австрии и особенно Франции. Именно в этой стране начался процесс отделения балета от оперы и предоставления балетному искусству статуса самостоятельной отрасли х ...