Научный стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности

Статьи по культуре » Функциональные стили современного русского языка » Научный стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности

Научный стиль русского литературного языка наиболее четко прояв­ляется в организации речевой системы при общении людей в связи с необ­ходимостью выражения, передачи и сохранения научной информации.

Принципы объективности, абстрактности и логичности характеризуют важнейшие стилистические качества научной речи: безличность (бессубъ­ектность), обобщенность (отвлечение от частных, несущественных призна­ков) и подчеркнутую логичность изложения, которые и определяют выбор языковых средств.

Лексические особенности. Для научного стиля характерны использо­вание специальной лексики, определенная терминологизация общеупотреби­тельной лексики, ограниченное применение эмоционально-оценочной лекси­ки.

Характерная особенность именно научной речи - широкое использова­ние терминологической лексики: гипотеза, пневмоторакс (скопление воз­духа в полости плевры), икосаэдр (двадцатигранник), презумпция, дея­ние.

Морфологические особенности. Характерно употребление местоимений мы, наш для выражения авторской позиции: Наш эксперимент состоял в следующем .

Из личных форм глагола обычно представлены формы 1-го лица мн.ч. (отмечаем, отметим) или 3-го лица мн.ч. (регистрируют).

Для существительных с вещественным значением характерно использо­вание форм мн.ч. (смолы, масла, стали, бетоны).

Данный стиль отличает также преобладание формы настоящего времени глагола: Зрительная часть головного мозга выделяет элементы контуров геометрических фигур.

Распространены в научном стиле производные (именные) предлоги и союзы: в течение, в результате, за счет, в соответствии и др.

Синтаксические особенности. В научном стиле часто употребляются сложные предложения и простые, осложненные причастными и деепричастны­ми оборотами, обособленными определениями, вводными конструкциями.

В простом предложении четко выражена тенденция к прямому порядку слов.

Широко распространены пассивные конструкции: признаки организма закодированы в ДНК; получены соединения криптона .

Другая информация:

Становление художника
Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как художник и гражданин развивался, прежде всего, под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова — признанных вождей нового, демократического искусства. Молодой художник час ...

Французское кино в 30-50-е гг. XX в
Перелом от 1920-х годов к 1930-м был ознаменован в истории кино утверждением звукового фильма, окончательно вытеснившего с экранов немые ленты. Звук всем предъявлял новые требования. Каждый был занят решением своих технических и художеств ...

Искуство взаимодействия со зрителем
Анализ актерского искусства позволяет судить о его границах. Он обозначил перед нами те рубежи, где актер при выполнении своей задачи был вынужден соединить свое прежде автономное искусство с искусством слова. Искусство слова, то есть лит ...