Русские народные танцы

Русский народный танец - национальный танец страны. Он как портрет русского человека - мощный, яркий и «от всей души» .

В его основе лежат три направления - хоровод, пляска и кадриль. Хоровод. Особые протяжные песни - хороводные, неразрывно и органично связывают между собой большое количество участников и игру танца. Участники, как правило, держатся за руки. Иногда за платок, венок или шаль. Хоровод распространен по всей России и в каждой области он приобретает новые черты, настроение и характер. Орнаментальный (фигурный, узорный, кружевной) хоровод, если в песне нет конкретной сюжетной линии, водит участников кругами, заплетает из хороводной цепи различные фигуры, согласуя шаги с ритмом песни. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком раскрывают и передают содержание песни. Например, хоровод «Змейка», который любят в больших веселых компаниях. Исполнители игровых хороводов с помощью мимики, пляски и жестов создают различные образы и характеры героев, история которых раскрывается в песнях. Многие помнят из детства хоровод «А ну-ка, заяц, попляши!». В целом игровые хороводы и пляски построены на мифологии.

Пляска. В древности пляска носила культовый, обрядовый характер, постепенно приобретая бытовой. Население Севера в пляске раскрывало образ петуха, а в Сибири - медведя. Это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца.

Пляска родилась в хороводе, но обросла более сложными элементами, стала самостоятельнее, насыщеннее и ярче. В мужской пляске преобладают удаль, сила, размах - это считалось прелюдией к рукопашному бою. Женщина же в танце величава, плавна, великодушна и сердечна, но танец она исполняет живо, с задором.

Перепляс - это соревнование в силе, ловкости и изобретательности танцоров. Танцевальных элементов множество - дробушки, притопывания, прихлопывания… Кто кого перетанцует? Как правило, он исполняется под музыкальное сопровождение и реже под песню или частушки. Важно, чтобы в переплясе количество участников не превышало двух. В массовом плясе нет ограничений по количеству танцоров, а главная задача - не только показать свои умения в танце, но и исполнить его лучше остальных. Групповую пляску чаще исполняют парами или тройками. Все фигуры пляса круговые и исполняются против часовой стрелки.

Кадриль. Своеобразное построение и четкое деление на пары и фигуры отличают кадриль от традиционных плясок. Она ведет свое происхождение от салонного французского танца и начала распространяться в России в начале 19 столетия. Меняясь десятилетиями, кадриль взяла от французского танца лишь некоторые особенности построения и название. Танец, переплетаясь с русским стилем, приобрел новые движения и манеру исполнения. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться линиями и квадрат (четырепары).

Значимость танца в русской народной культуре огромна. Это продолжение нашей культуры, но почему-то мы постепенно забываем о своих корнях, истоках. В песнях и танцах мы рассказываем историю нашей семьи, жизни, страны. Народные танцы - это продолжение нашей культуры, ментальность, национальный колорит. Поэтому так важно их знать, беречь и любить! Основой танца в настоящее время являются "специально отобранные, систематизированные либо сочиненные и, как правило, канонизированные традицией жесты, движения, позы; количество исполнителей, размещение их в пространстве; принципы организации некоего целостного танцевального действа". Совокупность данных качественно-количественных характеристик танца может быть использована в качестве критерия классификации танц

Другая информация:

Спектакли музейных предметов на примере музея В. Маяковского
Каждая система коммуникации имеет свои специфические средства, которые способны осуществлять передачу и прием информации. Более того, исключительность применяемых средств и позволяет, собственно, той или иной системе сохранять самостоятел ...

Структура христианского вероучения
Человек создан Богом по “образу и подобию Божию”. т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Перворо ...

История декоративного искусства
Декоративное искусство (от лат. Decoro – украшаю) –художественная обработка предметов обихода, художественная отделка, внутреннее убранство зданий и т.д. К декоративному искусству относятся скульптурные элементы и декоративные росписи арх ...