Сценическая обработка танцевального фольклора Московской области

Статьи по культуре » Сценическая обработка танцевального фольклора Московской области

Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Точно установить время появления плясок очень трудно. Ученые считают, что они возникли в VI веке н.э. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать (да многое уже умерло с исполнителями). Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую исполняется тот или иной танец, например: "А я по лугу", "Камаринская", "Сени"; иногда по количеству танцоров: "Шестера" "Семера", "Восьмера", "Парная", "Напарочка"; иногда по названию персонажа, который изображается в пляске: "Бычок", "Медведь", "Чиж", "Дергач", "Рыбка", "Лебедушка".

Во многих случаях рисунок танца определяет его название, например, "Цепочка", "Плетень", "Улитушка", "Кружочки", "Корзина", "Воротца" и т п. Танец "Улитушка" напоминает своим рисунком причудливую ракушку улитки. Танцующие то скручивают, то раскручивают "улитку". В танце "Плетень" танцующие соединяют поднятые вверх руки, изображая плетень.

Есть танцы, которые получили свое название от преобладающих в нем движений, например "Топотуха", "Толкушка", "Дробушка".

В русских танцах "Ленок", "Костеля", "Капустка" изображается движение, связанное с тем или иным трудом: работа в поле, вышивание, шитье, тканье и др.

О выращивание льна говорят слова песни "Ленок", а плясуны в выразительных движениях показывают, как сеют лен, как полют, как обрабатывают, превращая в пряжу и ткань, и наконец, шьют из него рубашки.

Поскольку в этих и подобных танцах очень ярко выражено сюжетно-игровое начало, их называют игровыми или танцами-играми. Чаще всего они связаны с народными песнями, очень разнообразными в ритмическом и мелодическом отношении.

С бережностью по отношению к подлиннику обработали эти танцы для сцены наши балетмейстеры: О.Н.Князева - танцы Урала, М.Г. Чернышов - танцы Воронежской области, М.С. Годенко - танцы Сибири, Я.К.Филиппов - танцы Иркутской области. Самодеятельные коллективы активно включились в эту творческую работу, и не один прекрасный танец увидели мы на сцене в их исполнении. Благодаря этому русская народная хореография пережила как бы второе рождение и русский народный танец зажил во всем своем многообразии на сцене.

Целью моей работы является изучение сценической обработки фольклора Московской области.

Задача работы – рассмотреть и изучить виды танцевального фольклора по трем направлениям: хоровод, пляска и кадриль.

Другая информация:

Теоретические основы творчества Айвазовского
В основе творческого метода Айвазовского лежало романтическое восприятие мира. И это особенно характерно для его живописи 40-60-х годов. Художник всегда стремился и в жизни, и в явлениях природы выделять не типическое, а исключительное, н ...

Особенности постимпрессионизма
Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Художники ...

Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни
В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым советским искусствоведом, определившим место И. К. Айвазовского в ряду других русских художников, давшим об ...