Французская готика

Статьи по культуре » Французская готика

Страница 1

Переход к новому этапу развития средневекового искусства начался во второй половине Х11 века. Изменения раньше всего обозначились во Франции, и современники долгое время называли распространившийся оттуда стиль "французской манерой", однако позднее за ним закрепилось название "готика".

Готика была порождена теми динамическими процессами в жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину Х11 – Х1У век. Это было время, когда феодальное общество Западной Европы достигло апогея в своем развитии.

В Х11 – Х1У веках окончательно оформилось самосознание правящего класса феодалов, небывалого могущества достигла католическая церковь, которая претендовала на господство над всем западным миром. Однако важнейшие изменения были связаны с подъемом и ростом городов, которые отныне стали ведущей прогрессивной силой в жизни средневековой Европы.

Если в дороманскую и романскую эпоху основные художественные силы концентрировались вокруг монастырей, то готическая архитектура и скульптура были связаны с жизнью новых центров культуры – городов, все более настойчиво отстаивающих свою независимость от феодальных властителей.

Главный феномен искусства готики ансамбль городского собора, вздымающего ввысь свою башню и шпили. Собор был важнейшим центром общественной и идейной жизни средневекового города. Здесь не только исполнялись религиозные обряды, но происходили публичные диспуты, совершались важнейшие государственные акты, читались лекции студентам средневековых университетов, разыгрывались культовые драмы и мистерии.

Значительно возросло и художественное значение и светского строительства. Видоизменялось жилище феодала, новые виды зданий появились и в городах. Заложенные по повелению центральной власти как форпосты, города были опоясаны цепью укреплений, что сдерживало рост городов внутрь и делало планировку их сложной и запутанной.

Постепенно в годах выделились два главных общественных центра – рыночная и соборная площади. Рыночную площадь нередко обносили по периметру галереями и портиками, здесь же сооружали фонтан или городской колодец, строили гостиный двор – вначале резиденцию городских властей. Затем эта функция перешла к ратуше, которая стала символом городской вольности и самоуправления.

В готическую эпоху ратуша обрела свой классический облик. Здание увенчивала высокая сторожевая башня. В ратуше вершился суд, хранились городская печать и городская казна. В некоторых городах ратуши своей внушительностью и размерами не уступали подчас городским соборам.

И все же основное значение имела архитектура грандиозных городских соборов. Именно здесь с наибольшей смелостью претворялись строительные достижения эпохи. Сплоченность городских коммун позволяла городам мобилизовать все силы для создания колоссальных сооружений, а относительная духовная стабильность эпохи – осуществлять эти постройке в течение целых столетий, сохраняя верность первоначально намеченному плану.

Новый художественный образ рождался в неразрывной связи с формированием принципиально иной концепции мироздания и строительными открытиями.

Ни одна из светских построек готики не содержала того универсального представления о мире, которое развертывалось в готическом храме. Готика утвердила на Западе новое понимание образа человека.

Немалое значение имело само расширение европейских горизонтов. Начавшиеся в конце Х1 века крестовые походы на Восток явили жителям Европы неведомые земли с новыми народами, обычаями, культурными и художественными ценностями.

Духовная жизнь Европы Х11 – Х1У столетий пришла в движение. Явилось желание осознать, охватить и свести воедино всю многоликость и сложность представшего мира.

Франция не случайно стала родиной готики. Центральная власть настойчиво собирала разрозненные французские земли вокруг королевских владений. Высокого уровня достигла духовная жизнь страны. Университет в Париже собрал в своих стенах лучшие интеллектуальные силы Европы того времени. Нравы делались мягче, манеры – обходительней, развивалось поклонение прекрасной даме.

В развитии французской готики принято выделять три этапа: раннюю готику (вторая половина Х11 – первая треть Х111 века), зрелую (Х111 век) и позднюю (Х1У – ХУ века), которую иногда называют пламенеющей за причудливый и беспокойный характер архитектурных форм и орнамента.

Первые шаги на пути сложения готики были сделаны в королевском домене Иль-де-Франс.

Около 1137 настоятель монастыря Сен-Дени Сугерий, регент и королевский советник, начал перестройку церкви аббатства.

Уже со времени Меровингов церковь в Сен-Дени служила усыпальницей французских королей. Сторонник сильной центральной власти Сугерий ясно понимал важность замысленного им предприятия: храм над могилами французских монархов должен был превзойти совершенством постройки папского Рима.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Творческий метод Дж. Б. Тьеполо
В сложившейся обстановке расцветает искусство многих мастеров того времени, но, пожалуй, величайшим из них следует считать творчество Джованни Батиста Тьеполо (1696—1770), заканчивающее историю великой венецианской и, строго говоря, всей ...

История образа лошади в искусстве
Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте — отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображени ...

Период «молчания»
После выставки 1882 года в творчестве Архипа Ивановича Куинджи начался период под названием «молчание». Он не выставлялся, но, как стало известно позже, продолжал работать. Данный период не является чем-то совершенно отличным от всех пред ...