Французская готика

Статьи по культуре » Французская готика

Страница 3

Однако стремительный порыв вверх не стал основной темой фасада парижского собора: вертикали аркад и окон уравновешены горизонталями карнизов. В интерьере также господствуют размеренные ритмы, а стены не утратили своей вещественности.

Переход к зрелой фазе развития французской готики обозначился на рубеже Х11-Х111веков. Начатый в это время строительством после пожара 1194 года собор в Шартре явил одно из наиболее органических решений соборной готики. Архитекторы мылили здание уже как единое целое, где каждая отдельная часть существует в тесной взаимосвязи с другой и где между частями существует строгое соподчинение.

Главенствующий в храме пятинефный хор с венцом капелл наполнен светом из высоких окон. Широкий трехнефный трансепт пересекает здание почти посередине, нефы продольной части открываются навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов. Центральный неф противостоит боковым своими размерами и высотой, порядок опор придает динамическому порыву к алтарю торжественную сдержанность. Колонки, окружающие устои, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением поднимаются к сводам и переходят в нервюры. Трехчастное деление стены на аркаду, трифорий и окна придало этому движению вверх ясную логику, сообщило ощущение свободного и одухотворенного подъема.

Шартр – один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой их дошедших до нас ансамблей витражей Х11-Х111 веков

Цветной свет, падая из окон храма, рождает особое чувство среды, преображенного бытия в ней каждого предмета, привносит в торжественное и стремительно-напряженное внутреннее пространство собора оттенок ликующей лучезарности, сокровенной сосредоточенности.

Шедевром французской зрелой готики стал собор в Реймсе. Подобно церкви в Сен-Дени и собору в Париже, эта постройка в центре Шампани была тесно связана с политикой французских монархов. Реймс издавна был местом их коронации.

История Реймсского собора – это история нескольких поколений архитекторов. Их творение в еще большей степени выделяет симфонизм архитектурного решения.

Уже главный фасад возникает как сложное переплетение отдельных мотивов. Три глубоких перспективных потала звучат в нижнем ярусе как мощные аккорды увертюры. Остроконечные арки, веныающие порталы, начинают движение архитектурной массы вверх. Это движение обретает четкость в треугольном щипце – вимперге, завершающем портал. Мощь звучания порталов оттеняют слепые арки на боковых контрфорсах и легкие аркады между вимпергами на стене храма. Сдавленные между котрфорсами узкие боковые порталы словно находят освобождение в высоких окнах второго яруса. Которые передают свое движение победоносному взлету башен.

Главным средоточием соборного строительства в Англии, в отличие от Франции, сделались крупные аббатства Для английской готики характерны растянутые фасады, далеко вынесенные трансепты, различного рода притворы.

Самобытность готической архитектуры Англии наиболее отчетливо выступила в соборах Солсбери, Линкольна, Уэльса.

В Германии готика появилась во второй четверти Х111 века. Наиболее близким к французским прототипам оказался восточный хор собора в Кельне.

Церковь в Марбурге более четко определила черты немецкой готики. Вытянутое в плане здание имело равную высоту все трех нефов. Такое решение получило название зального типа, оно разрушило принятое во Франции соподчинение частей храма, объединяло пространство интерьера. Более суровым стал и внешний вид храма.

Обладая определенными чертами сходства в разных странах, готика обладала вместе с тем ясно различимой национальной окрашенностью, за которой намечался переход к новой эпохе.

"Интернациональная готика" была последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства, с его господством канонов и твердо установленных правил.

Космополитизму готики в Х1У веке противостояли также реалистические тенденции в искусстве многих европейских стран.

Важным фактором развития европейской культуры этого времени стало формирование на рубеже Х111 и Х1У веков проторенессансной культуры в Италии. Коронование Петрарки в апреле 1341 года лавровым венком в Риме было символом победы человека новой эпохи, знаком рождающегося ренессансного гуманизма.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

История развития импрессионизма
До середины XIX столетия французские живописцы являлись частью системы, испытывая на себе воздействие сложного профессионального института, имевшего отделения по всем основным видам искусства. Вершиной системы считалась Академия изящных и ...

«Детский» театр
“Детский” театр - сильно ли он отличается от “взрослого”, является ли театрализованная деятельность хорошо знакомой и понятной педагогам? Говоря о воспитании истинно творческой личности, нужно помнить, что театральное искусство - как любо ...

Инструменты и материалы для изготовления чернолощеной керамики
Материалом для изготовления изделия является глина. Глина бывает разных видов и оттенков. Может быть тощая, с большой примесью песка, а может быть жирная, с недостаточным его количеством. Оттенки глины при обжиге так же меняют свою цвет. ...