Значение фаллического культа

Страница 2

Выделение функциональных различий не означает, что фаллические предметы были строго дифференцированы. Им могло быть свойственно и многоцелевое назначение. (Так, соединение первой и третьей из названных функций порождало идею силы власти). Вместе с тем, сами они подвергались стилизации, превращаясь в амулеты и символические укра- шения, иной раз весьма пикантные. Например, керамическая статуэтка-сосуд, на которой изображен минет (Перу), с ручкой, имеющей вертикальный отвод. А в наши дни у курских женщин большим спросом пользовалась губная помада в виде фаллоса.

Нельзя конечно, исключать и того, что в рисунках, гравюрах и скульптурных композициях проявлялись мотивы, мягко именуемые сегодня «туалетным творчеством». Наблюдаемая ныне заборно-стенная живопись имеет своими истоками творчество древних, которым, так же, как и современным людям, был присущ выплеск сублимированной энергии.

По мере усиления патриархальных тенденций первобытной общины, и в особенности с переходом к производящему хозяйству и вирилокальному принципу социальной организации, такие ритуально-культовые предметы и изображения встречаются все чаще, а их символическое значение все более отдаляется от первоначального комплекса эмоциональных переживаний, о чем говорит постепенная стилизация формы. Можно даже определенно сказать, что вместе с изменением формы происходит трансформация идеи, принимающей смысл силы, могущества родовой власти, и в конечном счете власти вообще.

Наиболее, может быть, показательной в этом плане является так называемая «молоточковидная булавка», встречающаяся в захоронениях (погребальных комплексах) катакомбной культуры (II тыс. до н.э.), ассоциируемая археологами с родоначалием. Она изготовлялась из кости теперь уже вымершей рыбы spurus. Молоточковидная булавка имела вытянутую сигарообразную форму и украшалась орнаментом ленточных насечек.

Характерно в этом отношении, заметим, наличие у донских казаков вплоть до XX века в качестве основного символа передачи власти атамана — насеки (аналог жезла родоначальника), на которой насечками отмечалось каждое очередное правление. Так же, как и в других случаях, жезл-насека имел стилизованную форму. Возможна и семантическая связь прочерчиваемых на насеке отметок с орнаментированием жезла начальника в родовых обществах.

Идея могущества и власти опредмечивается также в изображениях змеи, царском жезле и скипетре. Она прослеживается и в архитектурном ансамбле средневекового рыцарского замка, обязательным компонентом которого выступает взметнувшаяся ввысь башня. Фаллос символизировал и общее одухотворяющее начало. Семя считалось воплощением и источником жизненной силы. В древнеиндийской мифологии оно отождествляется с абсолютным идеальным началом, лежащим в основе мироздания. У многих народов кастраты считались социально неполноценными. Оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага зачастую числился почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. (Некий египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, называет среди трофеев 6 359 половых членов ливийских воинов, а также сыновей и братьев вождей и жрецов.

Особое значение придавалось эректированному фаллосу, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен был внушать окружающим страх и почтение. У австралийских аборигенов мужчины при встрече в знак приветствия дотрагивались до половогочлена друг друга. На фресках Тассили каменного века носители высокого социального кий религиозный символ. В Древней Греции перед храмами и домами ставили квадратные колонны (гермы) с мужской головой и эректированным половым членом, охранявшие дороги, границы, ворота. Повреждение герм считалось святотатством. Дети носили на шее амулеты в виде фаллоса как средство защиты от зла. А мифологический Приап, божество плодородия и покровитель чувственных наслаждений — изначально собственно фаллос.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Снова за границей
В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, ...

Функция социализации и инкультурации
Важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общест ...

Классификация художественной самодеятельности
I. По ориентации на основные пласты художественной культуры 1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложка ...