В 1882 году Куинджи вновь устроил персональную выставку, где было выставлено всего три картины. Одной их них являлась «Днепр утром». Именно она должна была привлечь наибольшее внимание к себе. Она разительно отличалась от других полотен живописца. В ней он практически не использовал эффектов света, но сохранил свойственную его картинам глубину и пространственность. С высокой точки зрителю открывался вид на Днепр, серебристой лентой вьющийся по равнине, на дальние степи за рекой и высокий, чуть розовеющий, небосвод. Часть холма, изображенного на переднем плане, делает естественным композиционное построение пейзажа. Светлое небо занимает большую часть холста. Благодаря низко взятой линии горизонта просторы равнины кажутся в пейзаже почти бескрайними. Вся природа окутана легкой утренней дымкой, придающей пейзажу некоторую загадочность и волшебство. Данное произведение говорит о тонком лирическом проникновении художника в жизнь природы: Куинджи дает почувствовать зрителю очарование раннего тихого утра, его прохладу и свежеть, спокойное течение реки и высь безоблачного неба, влажность росистых цветущих трав и воздушность далей. Живописец в полной мере передает зрителю свои эмоции и чувства по отношению к природе. Глядя на картину мы ощущаем легкий ветерок и видим колебание травы на холме, видим плавное течение вод Днепра. Пейзаж написан в мягкой серебристо-перламутровой красочной гамме, и только цветущие травы на переднем плане вносят в общий колорит картины более звучные тона. Среди этих трав особенно выделяется цветок дикого татарника на высоком стебле. И он действительно играет существенную роль как в композиции, так и в колорите пейзаже. Стройные формы цветка, вырисовывающиеся на фоне светлого неба, помогают воспринять ширь степного простора. Вместе с тем яркая окраска его выделяется делая акцент на туманных, серебристых далях. С другой стороны цветок, так ярко изображенный на переднем плане, символизирует человека, такого статного и красивого духовно, но ничтожно малого по сравнению с величием природы. «Днепр утром» является одним из самых содержательных пейзажей Куинджи и едва ли не самым тонким по живописному исполнению.
Другая информация:
Украинская культура в 30-е годы
Общественно-политическая атмосфера в 30-е годы определилась усилением шовинистических тенденций, постоянными поисками шпионов, вредителей, буржуазных националистов и других «врагов народа». Волна за волной прокатывались судебные процессы ...
Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы
Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848 — 23 июля 1926) художник. Родился в с. Лопъял Вятской губ. (ныне Уржумский р-н) в семье священника М.В. Васнецова. Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), Вятской духовной семинарии (1862 ...
Постсупрематизм
В конце 1910-х годов Малевич оставил живопись, полагая, что она, разработав супрематический проект, исполнила свое предназначение и должна исчезнуть. После триумфальной зарубежной поездки, художник оказался в чрезвычайно тяжелой жизненной ...
Меню сайта