Изменение образа лошади в XX веке

Страница 1

XX век — век острых противоречий, революций, мировых войн, глубоких социальных конфликтов, разочарований и вместе с тем, век исканий, надежд всего человечества.

Катастрофические события ХХ века показали, как мало значит жизнь человека и жизнь на земле вообще. Зарождается новый этап в развитии реализма, связанного с социалистическими идеями. В этих условиях оказались востребованными опыт и мудрость народа, гонимого, живущего постоянно под угрозой полного истребления, что подтолкнуло Анри Матисса, Марка Шагала и других художников того времени на создание нового.

Фовизм, от французского «fauve» — дикий, был первым из модернистских течений. Его художники выступили против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. Протест выразился в остроте композиционных решений, в примитивизме форм, в отрицании линейной перспективы, в цветовой экспрессии. Яркие, запоминающиеся композиции, силуэты фигур, не вписывающиеся в формат, бесконечная вязь узоров, игра цветов и эмоций. Образ лошади и здесь нашел свое место. Например, картина Матисса «Лошадь, всадник и клоун». В этой работе художник выразил праздничную красочность и радость бытия, показав мир танцев, музыки, пестрых тканей, и конечно же лошадь. Центр композиции выражает отрешенность и безудержность. Композиция строго продумана и уравновешена. Все посвящено единой цели — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. (5; с. 203)

Кубизм зародился в Париже в 1907 году. Художники-кубисты исходили из мысли, что в основе натуры лежат простые геометрические объемы. Интересные изображения лошади в стиле кубизма можно увидеть в некоторых работах французов — художника Пабло Пикассо (1881-1973) и скульптора Раймонда Дюшана-Вийона. Скульптура последнего — это причудливое построение, созданное при помощи различных стереометрических форм, прекрасно передающее эмоции. (17; с. 76, 86)

Футуризм как художественное течение, отрицал традиционную культуру и провозглашал культ машинной цивилизации, больших городов, высоких скоростей, движения, энергии, силы. Футуризм родился в Италии. (14; с. 92)

Экспрессионизм — отклик на острейшие противоречия эпохи, мировые войны, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Технический прогресс прогрессивные художники экспрессионизма восприняли как бич, ужас, историческое наваждение. Их композиции полны резких контрастов света и тени, форма упрощена, насколько возможно, интенсивный цвет, судорожные ритмы.

Один из лидеров экспрессионизма, немецкий живописец Франц Марк многие свои произведения посвятил изображению лошади. Главная тема, которой он придавал мистико-символическое значение, — изображение животных в окружающей их природе. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряженным колоритом из-за присутствия нескольких основных цветов, отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений, это можно наблюдать на его картине «Башня синих лошадей» (5; с. 28)

Модерн — стилевое направление в европейском и американском искусстве. Его отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Конный рыцарь в полотне «Золотой всадник» австрийского живописца Густава Климта (1862—1918), представителя стиля модерн, — это декоративно-плоскостная силуэтная символическая композиция, подчиненная орнаментальному ритму мозаичных цветовых пятен. (9; с. 78)

Появляется абстракционизм, он становится одним из основных модернистских течений в искусстве. Художники-абстракционисты принципиально отказались от изображения реальных предметов. Согласно философии абстракционизма, духовная энергия космоса, являющаяся основой мироздания, рождает порядок из хаоса и не может проявиться в устойчивых вещественных предметах. Теперь от предмета остаются только абстрактные свойства — форма, цвет и т.п. — которые могут комбинироваться с аналогичными свойствами других предметов. В результате на смену реальному предмету, существующему в пространстве и времени, приходит комбинация чистых линий, форм и цветовых пятен, не соответствующая, вообще говоря, никакому реальному объекту. Из этого следует, что беспредметность в абстракционизме не означает неизобразительности: все графические и цветовые элементы, в конечном счете, заимствуются из каких-то реальных объектов, у которых они отражают какие-то свойства. Таким образом, речь идет об отказе от изображения предметов, но не свойств. Символом этой энергии у Василия Васильевича Кандинского стала синяя лошадь. (15; с. 67, 69)

Сюрреализм, как художественное направление, сложился во Франции к середине 1920-х годов. Сюрреалисты апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств, проповедовали иррационализм художественного творчества, призывая художника довериться стихии сокровенных грез, интуитивных «озарений». Лошади в работах Сальвадора Дали (1904—1989), испанского художника, крупнейшего представителя сюрреализма, удивительные, запоминающиеся, переданы то предельно реалистично, в сильном ракурсе, летящими на зрителя, то фантастически, словно выросшими из облака, на неимоверно длинных ногах-ходулях.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Сущность экологической культуры
Трем этапам развития общества в его отношении с природой соответствуют три этапа развития культуры: · мифологический этап целостной культуры; · этап культуры, расщепленной на отдельны отрасли; · этап по-новому целостной экологической к ...

Изобразительное искусство на рубеже XIX-XX веков
Начало девяностых годов XIX века отмечено кровавой печатью «усмирения». Но и тогда уже слышались отдаленные раскаты будущей грозы. В конце десятилетия все, чем подспудно был болен этот «железный, воистину жестокий век», достигло гигантски ...

История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности
В 1993 году по приглашению Международного комитета СИДОК и благодаря выделенному СИДОКом гранту заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Я. Ноль и заведующий отделом информационных систем Государственного музея-заповедника “ ...