Формы творческого существования

Статьи по культуре » Театр как социальный институт » Формы творческого существования

Страница 1

На парламентских слушаниях на тему «О законодательном обеспечении театральной деятельности в Российской Федерации», состоявшихся 14 октября 1997 года, А.А. Калягин, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации, художественный руководитель Московского театра «Et cetera», начал свою речь «Закон о театре и исполнительских искусствах – веление времени» монологом Шекспира, обращённого к английской королеве из пьесы Бернарда Шоу «Сладкая леди сонетов». Актуальность монолога в контексте обсуждаемой темы была бессомненна: «Ваше Величество, я обращаюсь к Вам с покорной просьбой: прикажите выделить из государственных доходов средства на создание театра, где я мог бы ставить те мои пьесы, которые не берёт ни один театральный делец, хорошо зная, что ему гораздо выгоднее ставить скверные вещи, чем хорошие. Церковь отказалась от театрального искусства, перестала поощрять его и таким образом оно, это искусство, угодило в руки нищих актёров, алчных дельцов, которые заботятся не о славе Вашего королевства, а лишь о своём кармане. И теперь Вашему Величеству следует восстановить былое достоинство театра и его высокое назначение».

По прошествии восьми с половиной лет «покорная просьба» звучит всё так же актуально и Союз театральных деятелей не устаёт напоминать законодателям о том, что следует «восстановить былое достоинство театра и его высокое назначение», обеспечив театр государственной поддержкой, иначе существование одного из величайших завоеваний российского театра XX века – режиссёрский репертуарный театр может оказаться под угрозой.

«В России всегда были талантливые артисты-гастролёры, были частные антрепризы, наконец, императорские театры с отдельными именами – Щепкина, Коротыгина, Мочалова, Савиной и др., – которых мы помним до сих пор. Но та высота, которой достиг русский театр связана с созданием художественного общедоступного театра, «общедоступность» которого поддерживали Морозов, Мамонтов и сам Станиславский, растративший всё своё состояние. Именно эта поддержка дала возможность добиваться «правды чувств в предлагаемых обстоятельствах», по срокам значительно превышающим сегодняшние, до недавнего времени обязательные нормативы выпуска спектаклей. Его знаменитые «не верю» были материально обеспечены. В результате были выработаны принцип и метод работы драматического актёра – была создана система Станиславского. Только со времени создания художественного театра и его школы в России стали работать повсеместно репертуарные театры с планомерно готовящимся репертуаром и постоянной труппой, пополняющейся из профессиональных школ».

Если школы дают понимание профессии, то воспитание артиста совершенствуется в театре, именно в стационарном, где сохранены традиции. А опираясь на традиции и обогащая их, можно воспитать яркую индивидуальность. Репертуарный театр обеспечивает России мировое первенство. И российская театральная школа – сильнейшая в мире, в ней глубже, чем где либо изучается основной предмет – элементы системы, вспомогательные предметы – пластика, танцы, пение, техника речи. Сохранение профессиональных школ и репертуарных театров, где таланты будут иметь возможность развиваться – это сохранение культурных ценностей России.

«С потерей репертуарного театра мы ставим под удар традиции системы Станиславского. Но потеря традиций репертуарного театра – это ещё не потеря всей театральной культуры, а вот потеря школы грозит эту культуру потерять».

Стационарный репертуарный театр-дом потеснён сегодня новыми жизнеспособными и мобильными театральными моделями. Стремительно развиваются антреприза, частные театры, театры-студии, именно они сегодня выходят в авангард культурного процесса. То, что антреприза может стать шедевром театрального искусства, доказывают работы Стуруа, Някрошюса, Доннеллана.

Мне кажется, что разнообразие форм творческого существования, только обогатит театр и воспринимающего его человека, предоставив ему реальную свободу выбора множества различных систем социального и культурного поведения. Законодательно каждая из этих форм должна быть защищена, тогда каждый творческий коллектив сможет выбрать подходящую ему модель. Не так уж важно под какой вывеской будет театр в который придёт зритель, гораздо важнее, чтобы этот театр удовлетворял культурные потребности человека. Серьёзные преобразования, произошедшие в политической и экономической сферах российского общества, не могли не сказаться на сфере культуры. Важной особенностью существования её институтов в настоящий момент является функционирование в условиях развития рыночных отношений. Произведения культуры становятся предметом купли-продажи, а существование её творцов связано со спросом на их продукцию на рынке.В новых условиях изменились и театр, и зритель. Сегодня культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания, преобладают домашние или пассивные формы проведения свободного времени. Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов, влияющих на развитие личности. Одним из сильнейших в этом ряду является искусство. Но сегодня общение с театральным искусством становится более поверхностным, чем в советскую эпоху, ослабевает его развивающая и усиливается развлекательно-релаксационная роль. Если раньше театр был лидером общественной мысли, то сегодня для публики первостепенное значение имеет театр как место отдыха. До начала перестройки существовали только государственные стационарные театры, строго определялись репертуар, количество премьер, спектаклей для детей, по произведениям классиков русской литературы и т.д. В настоящее время существуют не только государственные, но и частные театры. Появилась «новая» форма организации театрального дела – антреприза. Театр находится на самоокупаемости, дотации из бюджета не покрывают даже расходов на заработную плату. Работники театра получили большую свободу творчества и самовыражения, но утратили чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

Страницы: 1 2

Другая информация: