Эта тема меня заинтересовала своим глубоким названием. Я постараюсь раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества и личности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо на философских психологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. В работе я попробуем раскрыть творчество, именно как сущностную сила человека и корень культуры.
Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей – писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.
Творчество, считал Бердяев, выдает гениальную природу человека — каждый человек гениален; а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальной может быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни. Гениальность — это, прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчество есть исток и основа любой творческой деятельности.
Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новые идеи. Был в истории философии «парадокс Сократа — Платона»: чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе неизвестно — куда идти и что искать. Но как можно что-то знать, чего еще никто не знал и ты сам не знаешь?
Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе и вычитанные из книг, — ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество — это образ жизни.
Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно. Потому что наши знания, образование, привычки все сейчас же объясняют, сейчас же переводят в привычные штампы. Мы видим, как идет первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя его ждали давно, и, вместо того чтобы поразиться тому, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: «Что тут удивительного? Это просто циклон принес холодный воздух со Скандинавского полуострова!» Однако с такого удивленного видения и начинается творчество. Так Рафаэль увидел Мадонну, а Кеплеру «открылась бездна звезд полна», так Эйнштейн увидел искривляющуюся Вселенную.
В философии такое видение, такое открытие называется созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество. Если его нет – значит, что-то не состоялось в этом человеке, не до завершилось, осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства.
- Творчество в процессе взаимоотношения общества и личности
- Культурные основания научного творчества
- Творчество - сущностная сила человека
- Творчество как корень культуры
- Творческие способности
- Творческие поиски
Другая информация:
Итоги 100-летия со дня рождения
Итоги 100-летия со дня рождения волшебника подводят не только искусствоведы, но и экономисты. Одно из величайших достижений Диснея, по их словам, заключается в том, что он "сумел поставить фантазию на промышленную основу". Сегод ...
Начало творчества
«Редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам». Это утверждение, имевшее в виду талант Филиппо Липпи, в 16 веке Джорджо Вазари приписывал Козимо деи Медичи Старшему, меценату и преданному почитателю Фра Филиппо, заказчику м ...
"Человек массы" как основной потребитель массовой культуры
В работе "Восстание масс" Х.Ортега-и-Гассет пишет о новой единице общества – "человеке массы": "Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особо, ...


Меню сайта