Культурные основания научного творчества

Понимание природы научного творчества предполагает учет не только логических, методологических, психологических аспектов научной деятельности, как исследование социальных условий, культурного контекста, на фоне которых данная деятельность всегда представляет собой единство, взаимопроникновение творческих и нетворческих элементов, познавательных действий. Это означает, что творчество как порождение нового не может быть абсолютно беспредпосылочным и недетерминируемым. Как антипод рутины и шаблона, как нарушение устоявшихся традиций, творчество по меньшей мере нуждается в этих традициях, чтобы их преодолеть. Иными словами, реализация творчества как ломки устаревших стереотипов предполагает неразрывную связь с традицией, с накопленными наукой и обществом культурными ценностями. Культура, таким образом, обеспечивает как сохранение и накопление достижений в науке, т.е. стабильность научного развития, так и осуществление инноваций, разрушающих старое, отжившее формирование и поддержание установки на творчество, порождение нового.

Воздействие культуры на научную деятельность носит сложный, многоплановый характер. Прежде всего, культура создает необходимый фундамент нормальной жизнедеятельности науки как социального, культурного института. В этом случае система культурных традиций, ценностей влияет на науку как бы извне, образуя основу формирования социальных отношений в рамках научной деятельности, соответствующих социокультурных установок, общих для участников научного творчества, общего морального климата. В то же время культурные ценности (философские, нравственные, религиозные и т.д.) являются важнейшим внутренним фактором развития научного познания, непосредственно «вплетены» в сам процесс научного творчества, оказывает прямое воздействие на личность ученого, его творческий потенциал.

Внутренний культурный, ценностный мир ученого, содержащий целую гамму предпочтений, ориентаций как специфических, характерных для человека науки, так и общих для любого человека, невозможно механически разделить друг от друга. Было бы неверно изображать дело таким образом, что главное для исследователя стремление к истине, объективности или исключает все остальные ценности культуры – мораль, искусство, религию и т.д., или делает их нейтральными, безразличными по отношению к процессу научного исследования. В действительности сложное, зачастую причудливое переплетение культурного и когнитивного, культурных и познавательных идеалов, их взаимная гармония, согласование или, напротив, противостояние, столкновение делает духовную жизнь исследователя напряженной, динамичной. Все это либо оплодотворяет, делает творчески продуктивной научную деятельность, либо тормозит, препятствует успешному развитию научного исследования.

С одной стороны, сложные взаимоотношения культурных и научных, познавательных ценностей внутри духовного мира ученого, вступающие при определенных условиях в фазу «резонанса», т.е. согласования и взаимной, так сказать, поддержки, образуют порождающую структуру, основу для творчества, возникновения нового. Творчество, продуцирование нового в системе научной деятельности невозможно понять без учета роли социокультурных факторов. С другой стороны, культура как внутренний фактор научного творчества предполагает наличие совокупности навыков, умения вести исследование, хранимых и развиваемых приемов, методов, т.е. определенной технологии, школы исследования. Именно сохранение и поддержание научных традиций, культуры исследовательской работы служит успешному развитию науки. И наоборот, разрушение культурной «питательной среды» научной деятельности, разрушение оформировавшегося в рамках культуры механизма передачи научных традиций, навыков, «живых образцов», методов исследования от учителей к ученикам приводит к упадку науки. К сожалению, история советской науки содержит примеры варварского разрушения научных школ, научных традиций, последствия которого до сих пор в полной мере не преодолены.

Другая информация:

Академические годы Брюллова и его ранние произведения
Атмосфера искусства окружала Карла Брюллова с раннего детства. Он родился 23 декабря 1799 года, в Петербурге, в семье академика-скульптора Павла Ивановича Брюлло. Предки Брюллова происходили из Франции. Как протестанты они бежали в Герма ...

Индивидуальность цвета, формы и композиционного решения полотен Айвазовского
Айвазовский всегда увлеченно работал над любой своей картиной, независимо от ее темы и сюжета. Несколько необычным для его творчества является полотно «Данте и художник» (1893). Сама личность Данте, великого итальянского поэта эпохи Возро ...

30-е годы. Поиски уникальности стилевых особенностей
В 30-е годы слава Тьеполо как мастера монументальной декорации все более растет и распространяется за пределы Венеции. Именно в эти годы граф Тессин приглашает Тьеполо, правда безуспешно, в Швецию для украшения королевского дворца в Стокг ...