Религия и искусство Древнего Китая

К раннему, «архаическому» периоду истории Китая относят формирование космологической модели, определившей своеобразное «самовосприятие» китайской цивилизации.

Согласно этой модели мировое пространство распределяется по сторонам света: восток, запад, юг, север и центр (чжун). Главными временными координатами в этой модели служат времена года, при этом середина лета особо выделяется как некая ось годового цикла, его Центр.

К космологическим представлениям восходит и концепция Женского (Инь) и Мужского (Янь) начал. Женское начало соотносилось с северо-восточной и северо-западной частями мира и ассоциировалось с, соответствующими им в китайской системе символов, зимой, водой, луной. Мужское начало соотносилось с юго-западным и юго-восточным направлениями и связывалось с летом, деревом, солнцем.

Важной составляющей древнекитайских религиозных представлений – заупокойный культ. Главный акцент при этом делался не на «материальном оформлении» смерти – захоронении, а на сохранении связи между живыми и умершим, выражавшейся в постоянной заботе о душах предков: ритуалах и жертвоприношениях.

Искусство Древнего Китая

Говоря о художественных традициях Древнего Китая, нельзя обойти вниманием тему музыки. В иньскую эпоху в Китае оформился особый «музыкальный комплекс», объединявший в себе игру на музыкальных инструментах, пение и танец. Китайская музыкальная культура располагала целым набором музыкальных инструментов, которые подразделялись на восемь видов в зависимости от материалов, использовавшихся при изготовлении. Высшее место в иерархии музыкальных инструментов отводилось ударным, изготовленным из камня и бронзы, поскольку их звук отождествлялся с ударами грома.

Кроме того, музыка, песнопение и танец служили способом демонстрации человеческих возможностей и внутренних качеств. Архитектура в Китае не знала того размаха, который отличал зодчество Древнего Египта и Месопотамии. Основным строительным материалом служило дерево – материал менее прочный и долговечный, чем камень. в результате, сооружения Древнего Китая известны нам только только по планам, древним изображениям и реконструкциям

Характерным для Китая является слабо выраженное конструктивное и масштабное различие между культовыми и жилыми сооружениями. Любой архитектурный ансамбль вне зависимости от назначения, состоял из набора зданий квадратной или прямоугольной формы (форма земли), обнесенных стеной и сориентированных по оси с север-юг. Дворцовые комплексы китайских правителей занимали большие территории, иногда равные территории небольшого города, при этом самыми высокими сооружениями являлись надвратные башни - лоу, высотой в три этажа.

Строительство гробниц и их украшение не имело в Китае такого размаха, как в Египте. Самые древние скульптуры, украшавшие гробницы ханьской эпохи изображали фантастических крылатых львов. Позже появляются изображения крылатого коня и единорога. Первые образцы антропоморфной скульптуры так же относятся к концу правления династии Хань – это изображения воинов и чиновников в траурном одеянии.

В I-II веках складываются три типа погребений: украшенные каменными рельефами, выложенные декоративной керамической плиткой и украшенные росписями по сухой штукатурке. Сюжеты части изображений сходны с сюжетами египетских гробниц – здесь так же встречаются сцены повседневного труда, пиров, охоты, выезда княжеского или императорского кортежа.

Другая информация:

Традиции и ценности в культуре
В современном мире растет интерес к традиционным формам культуры – художественным народным промыслам национальным видам спорта, фольклору, самодеятельному творчеству, народной медицине и педагогике, праздникам и ритуалам, этикету, кулинар ...

Творчество - сущностная сила человека
Творческий человек - вот кто с полным правом требует себе свободы, притязает на нее и добивается ее. Она должна быть ему предоставлена и обеспечена, чтобы никто не смел ему ничего предписывать и чтобы никакая человеческая власть на земле ...

Эдуард Мане
О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуарда Мане (1832-1883 гг.). Правда, сам он никогда не считал себя представ ...