Творчество Захи Хадид

Страница 1

Требуется немалая тренировка, чтобы смаху выговорить слово «постструктурализм», ни разу не запнувшись. В постструктурализме любые структуры понимаются не как абсолютные данности, но как нечто принципиально открытое и незавершенное, нечто без абсолютного центра, без абсолютной системы координат. Это, в частности, связано с отказом от представления о бинарных оппозициях как основе отношений между элементами системы. Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Эйзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид.

Согласно философам-деконструктивистам, все, что нам известно о мире – лишь истории, которые люди рассказывают сами себе и друг другу. Человеческая личность строится и развивается подобно художественному тексту – трагедии, комедии, романсу, сатире. Историки и социологи сочиняют повествования в тех же жанрах, но про большие массы людей. И даже физики с математиками «рассказывают истории» про ядерные частицы по тем же законам литературного жанра.

Архитектура не избежала общей участи и из «застывшей музыки» превратилась в «каменный текст». Однако роль архитектора при этом серьезнейшим образом изменилась. Архитектор превратился в рассказчика, выступающего со своими повествованиями перед жителями городов и весей. И вместо традиционных критериев «прочность – удобство – красота» его труд теперь оценивается по шкале «увлекательность – эмоциональность – оригинальность». Подобно древнегреческим аэдам времен Гомера или средневековым уличным мейстерзингерам, архитектор публично порождает захватывающие, забавные или жуткие образы. При этом особой правдивости от него никто не ждет, она даже как-то не очень и уместна. Как тонко подметил Федор Тютчев, «мысль изреченная есть ложь». Любой текст, любая история – вымысел и неправда. И рассказчик, как честный человек, не должен претендовать на какую-либо истинность или окончательность своих рассказов. Ведь каждый читатель – соавтор, читая текст, он переиначивает этот текст по своему пониманию. На всякую, самую разумную и логичную повесть найдется такой способ прочтения, который превратит ее в шизофренические бредни. Следовательно, архитектору не стоит и пытаться выстроить нечто правильное, устойчивое и завершенное. Все равно найдется такая точка зрения, с которой строение будет выглядеть странно и нелепо – а в нашу эпоху тотальной политкорректности все точки зрения равноправны.

Архитектор-деконструктивист (постструктуралист) строит и одновременно сам разрушает свое строение. Примерно так иной рассказчик приговаривает: «Не любо – не слушай, а врать не мешай!» Отсюда вырастает и феномен «звездного архитектора» (starchitect). Это повествователь, который в процессе рассказывания меняет смысл не только своих собственных произведений, но и всех остальных, включая и предшествующих.

Спроектированное и построенное «звездой» прогибает и выворачивает в новую плоскость образы исторически сложившихся стилей, районов и целых городов. Новый Музей Гуггенхейма прекратил существование провинциального, депрессивного Бильбао и породил новый, преуспевающий и растущий город – совершенно так, как экранизация вдохновляет на новую жизнь давно забытые книги.

Архитектура – это повествование. В потоке проектируемого и строящегося можно обнаружить все жанры и разновидности, знакомые нам по литературе. Сегодня мне хотелось бы поговорить об архитектурном триллере и о том, как этот жанр представлен в материалах Интернета.

Эмоциональное содержание триллера лежит в области состояний, которые обычно считаются неприятными, негативными. Триллер культивирует гнев, страх и отвращение. Персонажи триллера вызывают раздражение и антипатию, тревогу и омерзение. Лидер современного литературного триллера – Стивен Кинг. Несомненная глава сегодняшнего архитектурного триллера – Заха Хадид, «гран-дама международного декона».

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке
Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценно ...

Постмодернизм в рекламе
Шрифт, применяемый в постмодернистской рекламе, безусловно, участвует в создании конструируемого образа и должен ему соответствовать. Известно, что шрифты, кроме своего основного значения - денотативного (как интерпретатора букв), могут б ...

Флоренция во времена Брунеллески
Флоренция, в которой жил и творил Брунеллески, Флоренция послед- ней четверти XIV века – первой четверти XV века, была городом еще вполне средневековым. В последние десятилетия XIV века, в годы детства и юности Брунеллески, вследствие эпи ...