Творчество Захи Хадид

Статьи по культуре » Творчество Захи Хадид

Заха Хадид - единственная женщина-архитектор, ставшая лауреатом премии Притцкера (2004 год). Премия широко известна в мире и считается аналогом Нобелевской. Нобелевская премия по архитектуре не вручается, что побудило семью Притцкер (владельцы сети отелей Hyatt по всему миру) в 1979 году учредить собственную ежегодную архитектурную премию. Ее размер, помимо "нобелевского статуса" - 100 тысяч долларов.

Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 году в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака. Уже в 11 лет, во время поездки в Англию, она решила, что хочет стать архитектором. В 1972 году, после окончания Американского Университета в Бейруте, Хадид переехала в Лондон и поступила в школу Архитектурной Ассоциации. Преподаватели называли ее "планетой на своей собственной орбите", самым талантливым человеком из всех, кого им приходилось учить, но вспоминали при этом, что ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей, особенно лестниц, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.

В 1980-м Хадид основала собственную архитектурную фирму "Zaha Hadid Architects".

Оригинальный и бескомпромиссный подход к творчеству не позволял ей заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации, активно участвуя во всевозможных конкурсах.

Поначалу Захе не то чтоб слишком не везло. Ее перевернутый небоскреб для английского города Лестера (1990) так и остался на бумаге, проект спортивного клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился. В 1994 году Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект Оперного театра залива Кардифф. Но застройщик испугался оригинальности ее дизайна, и после полутора лет конфликтов отказался от проекта. За последние тридцать лет ее проекты поменяли представление о том, что такое архитектура.

Фирменный конек Хадид - крайности в формообразовании. Ее объекты наполнены кривыми линиями и диссонансными углами, она всегда использует искаженный вид перспективы для создания дополнительного чувства динамики и деформации. Некоторые критики сравнивают ее архитектуру с атомным взрывом. Сама же Хадид любит подчеркивать свою приверженность к идеям супрематизма Казимира Малевича и его архитектонам.

"Я поверила в то, что здания могут висеть в воздухе. То есть я знаю, что на самом деле они опираются на землю, но выглядит это так, будто они не касаются поверхности. Для инженеров, с которыми я работаю, мои проекты - это постоянная головная боль.

Сейчас строительные технологии развиваются в двух направлениях: первое можно назвать стилистическим, второе - конструктивным. Я не думаю, что следует использовать технологии для декорирования, мне интереснее строить здания, в которых инженерная составляющая становится невидимой. Например, вы не видите колонн, но не потому, что у здания отсутствует структура, а потому, что эта структура спроектирована по-другому".

Пример. Центральное здание завода BMW в Лейпциге, построенное по проекту Захи Хадид, было признано лучшей постройкой на территории Германии (по версии Федеральной палаты архитекторов) в 2005 году. Даже снаружи здание выглядит футуристично, но все самое интересное скрывается внутри. "Белые" и "синие воротнички" работают здесь практически в одном пространстве - сборочные линии проходят под высоким потолком фойе. Кузова на конвейере, подсвеченном голубым светом, проплывают над самыми разными помещениями - от коридоров и кабинетов до лабораторий и залов заседаний. Благодаря этому все служащие компании могут наблюдать процесс производства. Так же, как и в Стеклянном заводе Volkswagen, здесь расположены выставочные помещения, ресторан, проводятся экскурсии для посетителей. Вот только плоская стеклянная крыша, придуманная Хадид, даже такому концерну, как BMW, оказалась не по карману, и в целях удешевления ее решено было сделать бетонной. Но это скорее исключение - в последнее время воплощениям идей Захи Хадид ничто не препятствует. Слишком они красивы и необычны, чтобы менять в них даже самые незначительные детали.

"Каждый мой проект - это своего рода ландшафт. Очень важно то, как вы расположите в этом ландшафте необходимые вам элементы, какой будет его топография, каков будет угол падения света. Архитектор должен думать о том, будет ли человеку просто ориентироваться в нем, сможет ли он легко найти путь назад, если захочет вернуться и еще раз посмотреть на что-то, что уже видел. В проекте обязательно должна присутствовать значительная доля странного. Проект, как любой подлинный объект желания, сначала должен казаться загадочным, словно незнакомая территория, которая ждет, чтобы ее открыли и исследовали".

Другая информация:

Трансформация художественных канонов в эпоху Возрождения
Привычные искусствоведческие анализы и объяснения произведений искусств и художественного творчества сегодня уже не могут нас устроить по многим причинам. Им на смену приходят различного рода теоретические реконструкции: культурологически ...

Период «молчания»
После выставки 1882 года в творчестве Архипа Ивановича Куинджи начался период под названием «молчание». Он не выставлялся, но, как стало известно позже, продолжал работать. Данный период не является чем-то совершенно отличным от всех пред ...

Нравственно-психологическое воздействие сценария театрализованного представления на социальный стереотип молодежи
Прежде всего, попытаемся дать определение тому, что же такое социальные стереотипы. Это важно сделать, так как такие термины, как стереотип, предрассудок, дискриминация, расизм, сексизм, эйджизм во многом пересекаются. По большому счету к ...