Сущность понятия “религия”

Статьи по культуре » Сущность Ваххабизма » Сущность понятия “религия”

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть, как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внутренней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений таких, как существование высшего идеала – Бога, способность общения человека с Богом.

Эта аксиома религиозного учения составляет самое его существо. От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово “религаре”, от которого происходит слово “религия”, означает “связывать, соединять”.

Религия есть то, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага – Богом.

Каждая религия предстает как система догматов, нравственных требований и определенных священнодействий.

О внутренней стороне религии непричастный к ней человек сказать, передать много не сможет. Феномен существования многообразия религий объясняется тем, что практически любая реальность или явление как мира внешнего, так и мира чувств различно воспринимается, понимается и объясняется разными людьми.

Выделяют религии естественные, они рассматривают человека как часть природы, и монотеистические (ветхозаветная, иудейская, христианство, ислам) – источником своего учения называют особое откровение Бога, записанное в Священных книгах.

Религии, получив распространение в обществе, вызывали к себе часто активное отношение со стороны государственной власти – признание и поддержку или, наоборот, осуждение и преследование.

Мировые религии в определенных условиях находились и находятся в тесной взаимосвязи с государством, с официальной религиозной идеологией. В средневековье во многих государствах существовала одна, господствующая религия, а другие, если они возникали или проникали в страну, преследовались.

В христианских государствах Европы католицизм на Западе, православие на Востоке были государственными вероисповеданиями, к ним обязательно принадлежали короли, князья, основная масса феодалов, крестьян, горожан.

В мусульманских странах такой государственной религией является ислам.

Выделяют следующие функции религии:

1.компенсирующая – религия выступает в роли все объясняющего покровителя и утешителя. В иллюзорно – мистической форме религия компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства.

2.интегрирующая – объединяя людей в рамках санкционированного его мировоззрения, сложившихся под влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освещает сложившиеся нормы и существующие порядки.

3.регулирующе – контролирующая – возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивые структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемониал, праздники, обряды, стереотипы поведения и т.д.

4.экзистенциальная – касается философского аспекта религиозной концепции, то есть стремления религиозных теоретиков объяснить законы и обстоятельства существования и места человека в этом мире.

Исходя из понятия «религии», ее особенностей и функций попробуем рассмотреть подробнее сущность ислама как одного из вероисповеданий религии, а затем остановимся на идеологии ваххабизма.

Другая информация:

Субъективные цели, мотивы, методы и формы культурно-просветительной деятельности
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узн ...

Демократический авангард
Демократический авангард – направление во французском театральном искусстве, тесно связанное с борьбой за новую Францию, за социальное преобразование мира. Артюр Адамов – один из видных представителей этого направления.Ранние пьесы Адамов ...

Человек элиты
Х.Ортега-и-Гассет, являющийся одним из идеологов элитарной культуры, в работе "Дегуманизация искусства" отнюдь не отождествляет элиту с родовой аристократией. В его понимании элита не является правящим меньшинством или аристокр ...