Материалы изготовления и дизайн шахмат

Статьи по культуре » Шахматное искусство » Материалы изготовления и дизайн шахмат

Страница 1

Тема шахмат занимала многих художников, а сами шахматы, выполненные мастерами разных эпох, привлекали любителей древней игры и почитателей старинного декоративно-прикладного искусства. Шахматы с начала существования игры делали из разных материалов — слоновой и моржовой кости, дерева и керамики, серебра и золота, стали и бронзы, перламутра и янтаря, фарфора и стекла. В XX столетии начали выпускать шахматы из пластмассы. В России особым мастерством отличались резчики слоновой кости из села Холмогоры. Они изготавливали шахматы на экспорт, и сегодня их изделия можно обнаружить в музеях Европы и частных коллекциях. Для изготовления шахмат использовали кость домашних животных («скотскую»), слоновую, моржовую («рыбий зуб»), рог оленя. Первоначально каждую фигурку вырезали вручную, но с изобретением токарного станка труд косторезов стал легче. С этого момента все фигурки получили круглое основание, над которым возвышалось изображение. Самой трудной была фигура коня, ее мастера по-прежнему часто делали вручную.

Настоящее произведение искусства — шахматы, сделанные тульскими оружейниками в 1780-х годах в качестве подношения Екатерине II.

Особого внимания заслуживают российские фарфоровые шахматы. Фигурки из этого изящного материала стали изготавливать уже в середине XVIII века, но мировую известность получили шахматы времен агитационного фарфора. Так, например, набор «Красные и белые» выполнен в 1922–1923 годах художниками Натальей и Еленой Данько на фарфоровом заводе в Петрограде. Предметом собирательства могут стать не только высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства, но и уникальные шахматы-изобретения, например сконструированные инженером, кандидатом наук Михаилом Клевцовым специальные шахматы для игры в состоянии невесомости. В них каждая фигурка прикреплена к доске пружинкой и может быть продвинута на любое место по прорезям на доске.

Именно этими шахматами играли на борту корабля «Союз-9» 9 июня 1970 года космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов против генерала Николая Каманина и космонавта Виктора Горбатко. Партия продолжалась около шести часов с небольшими перерывами и завершилась вничью.

Самым распространенным дизайном шахматных фигур, классикой шахматного мира можно назвать шахматы Стаутона. Они носят имя знаменитого английского шахматиста Говарда Стаутона и были разработаны художником Натаниэлем Куком в преддверии первого международного турнира в Лондоне в 1851 году. До этого в разных странах игроки пользовались разными шахматами: в Англии был распространен тип фигур «Бэрликорн», в Германии господствовали шахматы старинного стиля «Cеленус», во Франции и России играли фигурами стиля «Pежанс».

Рис.3. Шахматы Стаутона.

Один из «фирменных знаков» нового комплекта — гривы коней, подстриженные на античный манер: за образец для шахматной фигурки коня Кук взял одного из коней с фриза Парфенона, созданного греческим скульптором Фидием (V в. до н. э.) и хранящегося в Британском музее в Лондоне. На коробках с комплектами Стаунтон разрешил ставить свое факсимиле — так дизайн получил имя шахматиста.(6).

Дизайн был запатентован 1 марта 1849 года, а уже 29 сентября лондонская фирма «Джон Жаке и сын» предложила первый комплект для продажи.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Материальная культура первобытных людей
Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил. Отделка орудий труда стала более ...

История строительства храма
Строительства храма Покрова на Нерли явилось закономерным исторически обусловленным явлением. Функциональные и идеологические задачи, определявшие замысел церкви, были многосложны. Церковь Покрова на Нерли – монумент в память о победонос ...

Клод Моне
Одним из мастеров импрессионизма был великий художник Клод Моне (1840-1926 гг.). С его именем нередко связывают такие достижения этого живописного метода, как передачу неуловимых переходных состояний освещения, вибрацию света и воздуха, и ...