Гуманизм эпохи Возрождения

Новое духовное движение стало набирать силу в Италии с XIV по XVI века (переходная эпоха от средневековья к новому времени), насыщено неординарными событиями и представлено гениальными творцами. Джорджо Вазари (1512-1574) итальянский живописец, архитектор и историк искусства был первым, кто осознал специфику зарождающихся новых элементов, употребив в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термин «Возрождение» (Renissance). Он вводит его, говоря об упадке живописи, скульптуры и архитектуры, которые со времени античности «низвергались до крайней гибели», но так как «природа этих искусств сходна с природой и других, которые как человеческие тела родятся, растут, стареют и умирают», возможно «понять поступательный ход возрождения искусств и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни». Идея обращения к античности сложилась еще в позднем средневековье. Деятели этой эпохи не думали о слепом подражании эпохи античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. Термин Возрождение возникший в XVI веке, означал рождение нового искусства, возрождающего классическую античную культуру.

Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть «гуманизмом» (человечный, человеческий). Слово «гуманизм» очень точно и емко характеризует то новое и своеобразное, что создало Возрождение в своей обращенности к старому, некогда существовавшему и сохранившему неотразимую привлекательность для потомков. Эпоха Возрождения фактически отождествилась с началом эпохи гуманизма.

Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения новой эпохи.

Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовало еще одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс.

Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекло за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному.

Место человека в мире очень точно обозначил итальянский философ и гуманист того времени Пико дела Мирандола, который говорил, что в центре мироздания он ставит человека, чтобы оттуда ему было удобно обозревать все, что есть в мире. Человек, созданный по «образу и подобию» Божьему, способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой и литературы, и живописи, и скульптуры. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.

Становление и развитие ренессансной культуры являлось процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью. Итальянское искусство Возрождения прошло несколько этапов. Первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе, наметившиеся во второй половине XIII века - начало XIV в. получили название Проторенессанс

– переходная эпоха между средневековьем и собственно Возрождением;

- раннее Возрождение – период с середины XIV в.до 1475 г.;

- зрелое, или Высокое, Возрождение – последняя четверть XV – начало XVIв.;

- позднее Возрождение -XVI – начало XVII в.

В XVI – XVII в.в. Возрождение приходит и в другие страны Европы (Северный Ренессанс), но в каждой из них протекает в своих временных рамках и по-своему.

Так как гуманистическое учение о человеке проявилось наиболее ярко в Итальянском искусстве, поэтому и значение человека в эпоху Возрождения рассматриваю на итальянском примере.

Другая информация:

Спектакли музейных предметов на примере музея В. Маяковского
Каждая система коммуникации имеет свои специфические средства, которые способны осуществлять передачу и прием информации. Более того, исключительность применяемых средств и позволяет, собственно, той или иной системе сохранять самостоятел ...

Композиции из камней
В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада, используя камни необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, подвергшиеся ветровой или водной эрозии, чаще всего зеленовато-г ...

Современное состояние вопроса
Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на культуру. Происходит подлинная революция в приобщении человечества к накопленному культурному богатству, затрагивается его жизнедеятельность ...