Монументальная живопись и иконопись

Начало периода XIV-XVII веков отмечено расцветом русской иконописи. Значение иконы в храмовом комплексе усиливается с распространением в период татаро-монгольского ига деревянного зодчества. В деревянных храмах не было возможности украшать стены фресками. Главным образом иконы размещаются на алтарной перегородке, которая в этот период постепенно превращается в стену, выстроенную рядами икон, эта стена называется иконостас. При этом иконы размещаются в строгом порядке - рядами. Особое значение имеет центральный ряд, композиция которого восходит к Византийским традициям. Весь ряд носит название денсис (в переводе с греческого - молитва). В центре ряда помещалось изображение Христа. До 15 века это изображение было подгрудным и по сторонам шли изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов, Апостолов, Святых, Петра, Павла. Их лица развёрнуты в сторону центра и обращены к Христу.

В XV веке центральный ряд становится более высоким, появляются поясные изображения и изображения в рост. Постепенно распространяется тип высокого иконостаса - изображение фигуры в рост. Центральный образ, как правило, представлялся иконами «Спас на престоле» или «Спас в силах». В этой композиции фигура сидящего на престоле спасителя внесена в геометрическую композицию, главным элементом которой является чёрный или тёмно-синий овал. Поле овала расписано лёгкими, прозрачными силуэтами ангелов. Овал помещается между двумя ромбами. Верхний и нижний ряды иконостаса посвящены теме праздников.

Большое влияние на Русскую иконопись XV века оказало творчество Феофана Грека (XIV-XV века). Он начал свою творческую деятельность в России в новгородских землях, но он находил применение как фрескист и мастер монументальных росписей. Сохранилось большое количество его произведений: в Новгороде - собор Спаса на Ильине, но до наших дней фрески сохранились в повреждённом виде. Феофану Греку также присваивается авторство иконостаса Благовещенского Собора.

Несколько лучше сохранилось творчество Андрея Рублева. Атрибуция произведений средневековой живописи отличается тем, что мастера работали совместно. Выделить участие отдельного мастера практически невозможно. Рублёв работал со своим другом Даниилом Чёрным. Они оба были монахами. Знаменитое произведение Рублёва, написанное им лично «Троица». Икона была написана на смерть и похвалу Сергия Радонежского. Икона посвящается тебе особо близкой Сергию Радонежскому и составляла весь смысл его деятельности. Тема единства, тема любви и согласия. В этой иконе Рублёв отходит от традиций и изображает явление трёх ангелов.

Другая информация:

Вольфганг Вайнгарт
Независимому швейцарскому дизайнеру и типографу Вольфгангу Вайнгарту приписывают авторство стиля, который позднее назвали «швейцарский панком» и «типографической анархией». Этот постмодернистский дизайнер радикально изменил все представле ...

Теории возникновения игры. Их распространение по миру
Истинный возраст игры, известной в западном мире как Шахматы, покрыт мраком тайны. Некоторые бездоказательные теории датируют возникновение шахмат временем, более ранним, чем может быть подтверждено историческими свидетельствами. Согласно ...

История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности
В 1993 году по приглашению Международного комитета СИДОК и благодаря выделенному СИДОКом гранту заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Я. Ноль и заведующий отделом информационных систем Государственного музея-заповедника “ ...