Предпосылки возникновения

В формировании сюрреализма важное место занимает предшествующий ему дадаизм. Дадаизм – литературно-художественное течение, дерзко эпатирующее читателей и зрителей "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса I Мировой войны в 1916 году и отразившее разочарования художников перед лицом катастроф: мировых войн и революций. Дадаизм представлял собой протест художников, который принял антиобщественную форму. Он в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях. Дадаизм просуществовал до 1922 года и стал базой для искусства сюрреалистов. Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент. Художники стали бросать краски на холст, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мистических мировых сил. Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистического "посева". Однако направленность творческой активности у сюрреалистов была иной: не просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение. Среди основателей сюрреализма были художники и кинематографисты Л.Бюнюэль, Ж.Дюлак и близкие к ним П.Пикассо, Р.Клер, Ж.Садуль; среди авторов «Первого манифеста сюрреалистов» - французские поэты А.Бретон, П.Элюар, Б.Пере, художники Х.Арп, М.Эрнст; среди выдающихся и последовательных сюрреалистов – Э.Уодсверт, В.Браунер, Х.Белмер, М.Дюшан, И.Танги и Сальвадор Дали.

Сюрреалистическое движение оформилось в 1924 г. в Париже. Но еще в 1916 г. в Цюрихе, в Швейцарии, когда Первая мировая война опустошала остальную Европу, художники создали новое скандальное движение дадаизма, призывавшего художников вернуться в творчестве к младенческому состоянию. Дадаизм стал предтечением сюрреализма. Марселя Дюшана, например, называют одновременно и дадаистом, и сюрреалистом. Кстати, художники обоих направлений любили устраивать провокации. Так журнал "Сюрреалистическая революция", выходивший в Париже с 1924 по 1929 г., декларировал: "Откройте тюрьмы, распустите армию!"

Искусство сюрреализма развивалось по двум направлениям. Художники первого направления импровизировали и свои "экспедиции в бессознательное" выражали с помощью абстрактных знаков и символов, как испанец Хоан Миро, американец Ив Танги, француз Андре Массон. Ко второму направлению принадлежат художники, использующие реальные формы и предметы, но в деформированном виде и невероятных сочетаниях. К представителям второго направления следует отнести испанца Сальвадора Дали, немца Макса Эрнста, бельгийца Рене Магритта, француза Поля Дельво.

Другая информация:

Американский период
В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости С. Михоэлсом, собиравшем деньги для СССР. В американский период Шагал в осно ...

Проблема возрождения христианской духовности в современной России
Возрождение христианской духовности должно ослабить роли политического элемента в церкви. И этим должна раскрыться возможность нового и одухотворенного социального творчества в христианстве. Мы вступаем в совершенно новую эпоху и совсем п ...

Французская готика
Переход к новому этапу развития средневекового искусства начался во второй половине Х11 века. Изменения раньше всего обозначились во Франции, и современники долгое время называли распространившийся оттуда стиль "французской манерой&q ...