Особенности архаичной культуры

Страница 2

Подводя итоги, можно выделить следующие черты ранних форм культуры.

Основным материалом культуры являлся камень: кремень, обсидиан, диорит и др. Дерево и кость выполняли дополнительные функции.

На первом этапе становления общества важнейшую роль выполняла культура присвоения - в трёх её видах: охота, собирательство, скотоводство.

Если вначале культура характеризовалась примитивным синкретумом, для неё не было характерно выделение духовной деятельности в качестве самостоятельной области, то в культуре производства происходит деление культуры на два вида: материальную и духовную.

Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.

Духовная культура, получив относительно самостоятельную форму существования - ещё долго оставалась неспециализированной, синкретичной. В ней присутствовали рациональные и иррациональные компоненты, знания и вера, эмоции и разум.

В художественной культуре, в искусстве - изображения, статуэтки характеризуются примитивным подобием своим оригиналам, наивностью, реализмом.

Изображения следовали за жизнью. Их отличали динамизм, движение, в них подчёркивались ловкость, быстрота, сила.

Первобытного художника интересуют социально-значимые для общины образы - объекты охоты и воспроизводство жизни. Изображения служили не удовлетворению эстетических вкусов - их ещё не было, а консолидации общины. Так, рисунки на скалах создавались с целью сбора членов общины перед сезоном охоты, а после её окончания изображений не создавалось.

В изображениях отсутствовали привычные для нас пропорции - иногда изображался маленький зверь, но зато большой охотник. Не было и перспективы.

Переход к культуре производства привёл к изменениям в объекте поклонения, для вербальной культуры стала характерной мифология. В художественной культуре преобладающими стали абстрактные компоненты - рисунок сменяет орнамент, узор, знак развивается в символ.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Суть творческого мировоззрения художника на примере некоторых из его работ
Опять проводя параллели с В.М. Васнецовым, можно сказать, что в отличие от Васнецова, который сначала был известен своими жанровыми, а затем фольклорными произведениями, Врубель сразу же предстал перед широкой публикой автором панно на ск ...

Украинская культура Нового времени
XVIII в. стал периодом большого культурного подъема. Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киево-Могилянской академии. В ее стенах получали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты академии продолжали ...

Славянофильство и западничество как попытки самоопределения русской культуры
Начало полемики между славянофилами и западниками пришлось на 1839 г., когда распространились в рукописях статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» и И. В. Киреевского «В ответ А. С. Хомякову». При внешних разногласиях по ряду общемировозз ...