Этапы становления древнейшей культуры

Статьи по культуре » Характерные черты древних форм культуры » Этапы становления древнейшей культуры

Страница 1

С появлением человека современного вида связано бурное развитие производительных сил и общественных отношений, которое ускоряется по сравнению с предыдущим этапом в десятки и сотни раз. Но это происходит не сразу. Только специалист может отличить первое каменное орудие, которым пользовался при своём появлении человек разумный, от орудий его предшественника – неандертальца. Человек разумный совершенствует технику обработки камня, расширяет применение новых материалов – кости и рога. Всё это серьёзные сдвиги в развитии производства, но они ещё не указывают на какие-либо существенные качественные изменения в сфере духовной и материальной культуры – изменения, которые могли бы послужить трамплином для гигантского по сравнению с предыдущим этапом скачка, сделанного в последующие периоды.

Единственным качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурное, графическое, живописные геометрические знаки и также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Момент обращения человека к этому новому виду деятельности, которую мы условно можем назвать художественным творчеством, можно рассматривать как величайшее открытие, быть может, не имеющего себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены.

Изображение уже в своей простейшей форме представляет собой отвлечение от конкретной целостности реального предмета, допускает обобщение. Оно, также как слово, принципиально изменяет и расширяет условия познания мира, создаёт новые, отсутствующие у животных возможности обобщенного отвлеченного мышления и тем самым становится одним из отличий человека как особого биологического вида.

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм – сочетание разнообразных воззрений.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, кости, рисунки на посуде посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названного по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости и гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – прародительницы. Весьма интересно, что в одном и том же памятнике позднего палеолита обычно представлены не однотипные женские статуэтки, а разные по стилю. Сопоставление стилей произведений палеолитического искусства наряду с техническими традициями позволило обнаружить поразительные черты сходства находок между отдаленными областями. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих районах мира. Так же для этого периода характерны верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, из кости и глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигурки изображали мамонта, бизонов, лошадей, оленей и других животных, в том числе и хищников.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Тени и пластика
Пластичная форма – это форма рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образующих. И наоборот: форма, которой не хватает пластичности, суха, аскетична, для нее характерна бедная световая структура. При разработке сложных пове ...

Растения для групповых композиций для японского сада
- Вишня войлочная (Cerasus tomentosa) - Яблоня краснолистная (Malus hybrida) - Ель обыкновенная (Picea abies) «Nidifomis», хвоя светло-зеленая. Ее высаживают также среди камней и возле водоемов. - Лиственница японская с необычной хвоей ...

Художник-иллюстратор детской книги В.А. Милашевский
Владимир Алексеевич Милашевский проиллю­стрировал и художественно оформил около 100 книг для детей и юношества. Но Милашевский никогда не принадлежал к так называемым «детским» художникам. С та­ким же успехом иллюстрировал он произведения ...