Московская Русь: архитектура

Период татаро-монгольского завоевания вызвал упадок каменного зодчества практически во всех регионах Руси. Кроме Новгородской и Псковской земель, но там велось строительство небольших однокупольных храмов. Поэтому Иван III, задумав масштабную перестройку соборов московского Кремля, столкнулся с некоторыми трудностями. Иван III нанимает мастеров из Пскова. Главным собором Кремля должен был являться Успенский собор, но Псковские мастера не справились с этим заказом - на кануне освящения перекрытия обвалились. После этого Иван III приглашает мастеров из Италии, которая переживала расцвет своего искусства - эпоха Возрождения. Строительство поручено Аристотелю Феорованти, он строит церковь в традициях Русской архитектуры, опираясь на владимирское зодчество.

Кроме Успенского собора, истинным мастером Олевецом Новом был построен Архангельский собор - служит усыпальницей Русских князей, там проявляется влияние Итальянских традиций и идей( раковины в закомарах, преобладание горизонтальных членений).

Менее масштабные произведения строятся русскими мастерами. Богоявленский собор - оригинален по форме - он 9-купольный, помимо пяти центральных есть ещё 4 купола. Собор первоначально имел 5 куполов, но после пожара её расширяют и достраивают. В композиции и декоре можно увидеть черты, характерные для Московской архитектуры - высокий барабан и кокошники, заострённые закомары. Богоявленский собор известен иконостасом, авторство Феофана Грека.

К более позднему периоду относится колокольня Ивана Великого.

Замечательным сооружением, относящимся к периоду правления Ивана Грозного, является Собор Василия Блаженного. Он построен в честь взятия Казани. Собор в красно-белой гамме с серыми куполами, заметны новые тенденции - использование шатровой формы в центральном объёме. Шатровые церкви не имели столпов, внутреннее пространство было тесным и ограниченным. Складывалась следующая схема: восьмерик на четверике - воздвигался восьмигранный барабан. Предполагалось, что подобная форма перешла из крепостного зодчества в церковное.

Собор Василия Блаженного представляет собой собрание независимых церквей, объединённых фундаментом и соединённых узкими проходами.

Внимание архитекторов переходит с интерьера в экстерьер, эта тенденция внешнего украшения церквей характерна для 17 века.

В 17 веке в церковном строительстве принимают активное участие частные лица. В этот период наружное украшение имеет очень большое значение, активно используются изразцы и керамические элементы.

Другая информация:

Виды стилей и их характерные особенности. Ампир
Одно из поздних течений классицизма – ампир (первая четверть XIX в), возникшее в наполеоновской Франции (фр. empire – империя), углубляется еще дальше в художественно-прикладную ретроспективу веков – наряду с античной монументальностью пр ...

Украинская культура Нового времени
XVIII в. стал периодом большого культурного подъема. Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киево-Могилянской академии. В ее стенах получали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты академии продолжали ...

Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур
К середине ХХ века элитарная культура в своем стремительном развитии уходит (в сопровождении немногочисленных поклонников) так далеко вперед, что к массам вполне приложимым становится эпитет "искусствооставленные". Вынужденные ...