Образ лошади в модернестском направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина

Статьи по культуре » Эволюция образа лошади в анималистическом жанре » Образ лошади в модернестском направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина

Страница 1

Использование образа лошади в современном искусстве рассмотрим на примере полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».

Это самая известная картина художника, написанная в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность.

В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины,

а также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения — коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен как бы обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется еще ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.

От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Все полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным сферической перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.

Всего на картине изображено 3 коня и 3 мальчика — один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны. Один ведет под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает вглубь картины. Эти три группы образуют динамическую кривую, подчеркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.

Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был шокирован.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так у Сергея Есенина родились строчки:

«Я теперь скупее стал в желаньях.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне!

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Итак, в заключение данной курсовой работы, следует сделать вывод об эволюции изменения образа лошади в искусстве, проследив ее последовательность от древнего времени до наших дней.

Лошадь с древних времен привлекала к себе внимание человека, конечно же первые изображения были созданы только лишь для передачи информации. Лошадь изображалась на стенах пещер, и для древних людей имела значение лишь как пища, мясо. На нее активно вели охоту.

Со временем, уже во время палеолита, люди начали относиться к лошади не как к мясу, и рисунки в пещере Ласко тому подтверждение, эти изображения уже передают эмоции и чувства.

Начиная с железного века человек видел в образе лошади силу, которая помогала ему возвышаться над другими людьми, придавала власть и могущество. Такое положение дел сохранялось и в эпоху Средневековья — этот образ всего лишь дополнял человека, служил ему, но не был предметом в искусстве, не играл главных ролей. Тем не менее человек не переставал восхищаться этим животным, награждал его всяческими украшениями, восхваляя, поощряя в своем творчестве.

С приходом эпохи Возрождения, с трудами выдающегося гения Леонардо да Винчи, отношение к образу лошади в искусстве совершенно поменялось. Лошадь как никогда раньше стала пользоваться популярностью в изображениях, ее изучали, ее писали, ею восхищались. Теперь она «шла с человеком в ногу», не занимая главенствующих мест, но и уже не служа человеку, как это было в искусстве древних времен.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Театр абсурда
Сюрреализм и экзистенциализм подготовил появление театра абсурдистской драмы, основанной на концепции несовместимости человека и окружающего его мира. «Театр абсурда» возник в тревожной общественной атмосфере конца 40-х – начала 50 – х го ...

Биография
25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, в семье горного ин­женера родился Петр Ильич Чайковский. Его отец работал там директором завода. Первые музыкальные впечатле­ния Чайковского связаны с песнями, которые он слышал ...

Живопись Микеланджело «Святое семейство», или «Мадонна Дони»
О живописи Микеланджело говорил подчас с высокомерием, даже раздражением, как не о своем ремесле. И однако, под впечатлением его живописи Гете писал в своем дневнике: «Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть так ...