Общие идеи

Музейные экспозиции в своем развитии прошли путь от незатейливых «выкладок» музейных предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном архитектурном пространстве. Вехи на этом пути обусловлены, прежде всего, теми смыслами, которые придавало общество музеям, в целом, и музейному предмету, в частности, в разные эпохи. Свою задачу мы видели в том, чтобы использовать накопленный музейщиками опыт в создании экспозиций, не растерять те рациональные «зерна», которые мы вместе приобрели за историю развития.

Сегодняшнее время для музеев – время поисков новых возможностей. Это касается всех областей музейного дела, в том числе экспозиционного. Музейные выставки и экспозиции меняют свою направленность в сравнении с недавним прошлым. Мы наблюдаем, что пересматривается тематика, практикуется более зрелищный, детализированный и углубленный показ, внимание, как правило, акцентируется на подлинном музейном предмете. Прошлое предстает перед нами во все более «очеловеченном» виде.

Обновление внутреннего содержания музейных экспозиций влечет за собой развитие экспозиционной и дизайнерской мысли, стимулирует поиски новых идей для художественного проектирования. Изменение критериев и стандартов окружающей нас культурной среды подталкивает музеи ко все более совершенной эстетической организации интерьеров музейных залов. Необычайно актуальным явлением становится экспозиционный дизайн. Он оперирует предметом и пространством, занимая промежуточное положение между искусством и архитектурой. Новые возможности дает появление современных материалов и оформительских технологий. Расширяется понятие музейного предмета, в частности, мы материализуем свое знание прошлого либо представления о нем путем создания различного рода экспонатов – макетов, манекенов исторических персонажей и т. п.

Однако, относясь к области культуры, музеи имеют прямое отношение к науке. Нельзя не учитывать, что посредством музеев именно добытые наукой знания становятся достоянием общественного сознания. Хотя понятно, что научное знание соотнесено в музеях с их особой спецификой, обусловленной самим характером музейных предметов, являющихся фрагментами сложной реальности ушедших эпох.

Имея в виду вышеизложенное, мы приступили к созданию экспозиции археологического музея в Челябинском госуниверситете, поставив перед собой задачу «соединить» музейный предмет, его научное «прочтение» и современный музейный дизайн. Другую задачу мы видели в создании экспозиции с высоким информационным потенциалом для того, чтобы максимально использовать в работе такую традиционную музейную форму работы с посетителями, как тематическая экскурсия. При отборе вещественного материала учитывалась экспозиционная выразительность предметов, возможность при их посредстве раскрыть какой-либо из предполагаемых экспозиционных сюжетов, а так же стремление показать разнообразие вещного мира древности. Экспозиция выстроена хронологически, что является одним из шагов к восприятию современного научного знания о древности. Прошлое разделено для того, чтобы впоследствии оно предстало в целом виде в сознании наших посетителей. В каждом из хронологических разделов отражены сюжеты, посвященные развитию техники и технологий в древности, этнической истории Южного Урала, воздействию человека на природный ландшафт и влиянию природной среды на образ жизни людей, материальной и духовной культуре, искусству, религиозным представлениям и миропониманию людей. Внешний облик человека является предметом одной из сквозных сюжетных линий, мы даем возможность посетителю сравнить современные реконструкции с тем, каким видел себя сам древний человек.

Другая информация:

Типологизация культур К. Маркса и К. Ясперса
Карл Генрих Маркс (1818-1883) не был культурологом в узком смысле этого слова. Более того, сам термин «культура» создатель материалистического понимания истории употреблял сравнительно редко и, как правило, по частным поводам. Тем не мене ...

Шесть секретов Уолта Диснея
Есть же такие имена - произносишь и погружаешься в состояние чистой радости! С Диснеем связано только светлое, чудесное, забавное. И ни капли печали и горечи. А все потому, что знал великий аниматор, что созидание придает всему смысл, и ...

Анализ усадебной культуры Симбирска
Музей городского быта "Симбирск конца ХIХ - начала ХХ века" - один из 10 музеев Государственного историко-мемориального заповедника "Родина В.И. Ленина". Он открыт в декабре 1999 года и находится на улице Ленина, быв ...