Музейные экспозиции в своем развитии прошли путь от незатейливых «выкладок» музейных предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном архитектурном пространстве. Вехи на этом пути обусловлены, прежде всего, теми смыслами, которые придавало общество музеям, в целом, и музейному предмету, в частности, в разные эпохи. Свою задачу мы видели в том, чтобы использовать накопленный музейщиками опыт в создании экспозиций, не растерять те рациональные «зерна», которые мы вместе приобрели за историю развития.
Сегодняшнее время для музеев – время поисков новых возможностей. Это касается всех областей музейного дела, в том числе экспозиционного. Музейные выставки и экспозиции меняют свою направленность в сравнении с недавним прошлым. Мы наблюдаем, что пересматривается тематика, практикуется более зрелищный, детализированный и углубленный показ, внимание, как правило, акцентируется на подлинном музейном предмете. Прошлое предстает перед нами во все более «очеловеченном» виде.
Обновление внутреннего содержания музейных экспозиций влечет за собой развитие экспозиционной и дизайнерской мысли, стимулирует поиски новых идей для художественного проектирования. Изменение критериев и стандартов окружающей нас культурной среды подталкивает музеи ко все более совершенной эстетической организации интерьеров музейных залов. Необычайно актуальным явлением становится экспозиционный дизайн. Он оперирует предметом и пространством, занимая промежуточное положение между искусством и архитектурой. Новые возможности дает появление современных материалов и оформительских технологий. Расширяется понятие музейного предмета, в частности, мы материализуем свое знание прошлого либо представления о нем путем создания различного рода экспонатов – макетов, манекенов исторических персонажей и т. п.
Однако, относясь к области культуры, музеи имеют прямое отношение к науке. Нельзя не учитывать, что посредством музеев именно добытые наукой знания становятся достоянием общественного сознания. Хотя понятно, что научное знание соотнесено в музеях с их особой спецификой, обусловленной самим характером музейных предметов, являющихся фрагментами сложной реальности ушедших эпох.
Имея в виду вышеизложенное, мы приступили к созданию экспозиции археологического музея в Челябинском госуниверситете, поставив перед собой задачу «соединить» музейный предмет, его научное «прочтение» и современный музейный дизайн. Другую задачу мы видели в создании экспозиции с высоким информационным потенциалом для того, чтобы максимально использовать в работе такую традиционную музейную форму работы с посетителями, как тематическая экскурсия. При отборе вещественного материала учитывалась экспозиционная выразительность предметов, возможность при их посредстве раскрыть какой-либо из предполагаемых экспозиционных сюжетов, а так же стремление показать разнообразие вещного мира древности. Экспозиция выстроена хронологически, что является одним из шагов к восприятию современного научного знания о древности. Прошлое разделено для того, чтобы впоследствии оно предстало в целом виде в сознании наших посетителей. В каждом из хронологических разделов отражены сюжеты, посвященные развитию техники и технологий в древности, этнической истории Южного Урала, воздействию человека на природный ландшафт и влиянию природной среды на образ жизни людей, материальной и духовной культуре, искусству, религиозным представлениям и миропониманию людей. Внешний облик человека является предметом одной из сквозных сюжетных линий, мы даем возможность посетителю сравнить современные реконструкции с тем, каким видел себя сам древний человек.
Другая информация:
Костюмы исполнителей
Костюм девушки. Шелковый или шерстяной сарафан — синий, красный, зеленый дли желтый.
По покрою сарафан косоклинный. Вверху он начинается с небольшого лифа, кроящегося отдельно; к этому лифу пришивается юбка, книзу отдельно расклешенная. ...
Творчество как корень культуры
В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Куда лучше другое определение, данное французским культурологом де Бенуа: "Культура это специфика ч ...
Первые иконы
К сожалению, время не сохранило самые первые, ранние иконы, написанные византийскими мастерами, хотя именно их творчество повлияло на иконопись в Древней Руси. Они, несомненно, создавались в IV—V вв., после того, как христианство было вкл ...
Меню сайта