Информационная среда как основа формирования информационной культуры

Статьи по культуре » Формирование информационной культуры личности » Информационная среда как основа формирования информационной культуры

Страница 1

Термин “ информационная культура” сейчас широко используется в библиотечной литературе. Данное понятие многозначное, существует целый ряд его определений в различных источниках (Л.А. Васютина, зам. директора ИМБЦ). Краткая формулировка этого понятия может выглядеть таким образом: информационная культура личности - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать. Традиционно информационную культуру связывают либо с обучением информатике и овладением компьютерными навыками, либо с библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения. Данные понятия (библиотечно-библиографическая грамотность, культура чтения, компьютерная грамотность) являются основными составляющими информационной культуры личности.

Хотя в настоящее время необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений, прогнозирование будущих результатов такого внедрения вызывает удивление своими восторженными, а порой и невежественными оценками. Идет подмена или смешение понятий “информация” и “знания”.

Возможность активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта и обеспечение доступа к информации, без каких-либо существенных ограничений часто преподносится как усвоение самой информации. Но передача информации, вообще говоря, не тождественна знаниям, “…важно подчеркнуть, что информация как превращенная форма знания не совпадает с самим знанием. Информация существует как хранящиеся и передаваемые в обществе тексты (в обобщающем понимании этого слова), а знания существуют как личное достояние знающих…”(Шрейдер Ю.А.). Из этого следует, что информация – фактор общественно-социальный, а знание – личностный. Таким образом “…задача обучения состоит в том, чтобы информацию превратить “ в личное достояние” обучаемых, т.е. знание” (Мозолин В.П.).

Обучаемый при помощи средств телекоммуникации должен самостоятельно интерпретировать полученную им информацию, и для ее адекватного восприятия необходима информационная культура, как фактор общечеловеческой культуры. Наиболее полное воспитание и становление информационной культуры возможно в условиях информационной среды, внутри которой возможно с большей полнотой раскрыть содержание передаваемой учебной информации по другим дисциплинам. Формировать информационную среду информатики необходимо и до начала систематического обучения информатике и в процессе обучения.

Информационная среда в предметной области информатика формируется за счет нескольких составляющих:

Предмет информатика в играх и задачах, который введен в начальных классах и служит задачам общего развития обучаемых, т.к. в современной системе обучения именно идея развития становится преобладающей. Преподавание компьютерных дисциплин в начальной школе с соответствующим программным обеспечением достаточно дорогое удовольствие, кроме того ограничено время работы с компьютером либо медицинскими соображениями, либо занятостью компьютерного класса. Информатика в играх и задачах обеспечивает обучающий и развивающий эффект.

Использование компьютеров на некомпьютерных дисциплинах (обучающие программы, тесты, диагностика).

При подготовке докладов и рефератов по любой из школьных дисциплин задания на компьютерное оформление работ. В процессе выполнения практических заданий учащиеся получают сведения о видах программ, о стандартном пользовательском интерфейсе, а также об устройстве компьютера.

При такой организации очень высока мотивация учеников к изучению, например, текстового редактора, который осваивается в несколько раз быстрее, чем на традиционном уроке информатики.

Ученики уже заранее имеют возможность видеть, над чем им предстоит трудиться, что они должны знать и уметь в перспективе.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Формальный метод как выдающееся направление в западном искусствознании конца ХIХ – начала ХХ века
Формальный метод - направление в искусствознании, исходящее из положения, что научное изучение искусства должно основываться не на исследовании содержания художественного произведения, а на анализе его формы. В своей основе формальная шко ...

Опера в Версале в конце XVII – начале XVIII века. Жан Батист Люли. Жан Филипп Рамо
При дворе Людовика XIV опера заняла важное место. Королевская академия музыки (театр, в котором проходили оперные постановки) стала одним из символов роскоши королевского двора и могущества монарха. Оперные постановки при дворе Людовика X ...

«Перепляс»
«Перепляс» относится к числу русских плясок импровизационного характера и строится на соревновании исполнителей. Может быть: парный «Перепляс» — соревнование между двумя исполнителями, групповой — соревнование между двумя группами, или м ...