Определения и эволюция понятия «русская усадьба»

Статьи по культуре » Усадебная культура Симбирска » Определения и эволюция понятия «русская усадьба»

Страница 3

Памятники того времени в своей значительной части сохранились. Но уцелели, в большинстве своем, сооружения, выполненные из долговременного материала, за которыми ухаживало несколько поколений живших в усадьбах семей. Но они - великолепное Архангельское, Остафьево, Михайловское, Дубровицы, Ивановское и многие другие, есть только одна сторона медали. Рядом с ними существовали и рядовые усадьбы, невыразительные по архитектуре, которых было большинство. Они создавались в относительно небольших имениях, которые неоднократно меняли владельцев. Безусловно, приобрести или продать относительно небольшой участок земли было намного проще, нежели огромное богатое имение с роскошной усадьбой, переходившее из рук в руки по наследству. Поэтому на небогатые усадьбы чаще всего находилось много покупателей. Частые переходы усадьбы из рук в руки не способствовали созданию традиций. В небольших усадьбах нет богатых коллекций картин, мебели, библиотек, других редкостей. Помещик в них не чувствует своих корней. Как легко это к нему пришло, так совершенно легко в один прекрасный день может уйти. Небольшие усадьбы часто не имеют храмов, даже при наличии фамильных некрополей. Помещики предпочитают хоронить своих близких либо в приходах своих московских домов, либо в монастырях.

Дома в таких усадьбах, как правило, были деревянными, т.е. недолговременными. Значительная их часть погибла еще до 1917 г., а до нашего времени достояли практически единицы. Таким образом, этот тип объектов, не имеющий особой архитектурной ценности, стал редким в Подмосковье и других регионах страны. Поэтому основными объектами исследования, как правило, являются усадьбы большие и богатые. Их культура, быт и образ жизни их владельцев обычно проецируются на все подмосковные, что едва ли верно.

В особый отдел необходимо выделить и загородные дворцы. У нас нередко употребляют это слово в его извращенном понимании, бездумно применяя к любому достаточно большому и красивому зданию, хотя в действительности этот термин имел свое достаточно конкретное значение. Дворцами назывались дома, как в черте города, так и в его окрестностях, в которых имели пребывание лица, относящиеся к правящей династии, и их ближайшие родственники, носившие титулы: великий князь, княжна или княгиня или титулы иностранных царствующих домов, например: герцога Лейхтенбергские и принцы Ольденбургские[2].

Необходимо выделять усадьбы, строившиеся как дворцовые, и усадьбы, ставшие таковыми в силу кратковременного пребывания в них какого-либо лица из императорской фамилии. Так, например, Останкино стало дворцом лишь в 1856 г., когда в нем жил перед коронацией император Александр II, то же самое можно отнести к Архангельскому, Кускову и некоторым другим усадьбам. Поэтому применяемый архитекторами термин «усадьбы дворцового типа» является бессмысленным. Для частновладельческих усадеб категория «дворцовость» была наносной, случайной.

Безусловно, представители царствовавшей династии старались жить в домах в основном у достаточно богатых своих приближенных, хотя отдельные их представители в своих путешествиях по стране не брезговали и небольшими домами. Известные домики Петра I, разбросанные по многим городам, в сущности, были ничем иным, как дворцами.

Как правило, в подмосковных дворцах постоянно никто не жил. В редкие приезды императора обычно ограничивались приготовлением к приему дворца в Московском кремле. Дворцы в Подмосковье использовались или как казенные квартиры для служащих, или пустовали. Этот тип усадеб в Подмосковье фактически изжил себя еще к нач. XVIII в. Он оказался нефункционален. Огромные помещения, предназначенные для императора и его свиты, а также хозяйственные постройки оказывались ненужными, т.к. Москва не была постоянной царской резиденцией. В связи с этим они разрушались сами собой. Пытались поддерживать главным образом те дворцы, которые находились недалеко от города: Петровский, Нескучный и др. Но это были полумеры[3].

Результатом эволюции усадьбы явились дачи. Это слово первоначально имело совсем другое значение. Дача обозначала землю, данную кому-либо за службу, С XIX в. дачами стали называть места летнего отдыха, небольшие наемные помещения, сдаваемые на лето, как правило, в подмосковных усадьбах. Организация дач была связана с дальнейшим развитием Московского университета и привлечением в него значительного числа разночинной интеллигенции. Эта категория лиц обычно не имела своих усадеб в Подмосковье. Чтобы не уезжать на лето домой, нередко они снимали в помещичьих усадьбах отдельные небольшие флигельки. Таким образом, с того времени дача стала одной из функций усадьбы. Позже, в середине XIX в., университет уже сам снимал отдельные усадьбы, например, Зюзино в качестве дач для студентов и преподавателей. А.И. Герцен одно время снимал в усадьбе Соколове флигель под дачу, куда приезжали его друзья, Н.Х. Кетчер и др.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Художественная жизнь россии в начале XX столетия
Обратившись к русской художественной культуре периода, который располагается на рубеже двух революций, нельзя не поразиться удивительной сконцентрированности на небольшом отрезке времени не только крупнейших явлений культуры, ярчайших инд ...

Виды театрализованных праздничных зрелищ в средние века
В средние века сформировались особые виды театрализованных массовых празднеств и зрелищ. Одним из таких видов были мистерии. Время расцвета мистерий – XV-XVI вв., время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город ...

Экологическая культура как мера цивилизованности общества
Очень правильной фразой в отношении экологической культуры является фраза: «Хочешь переделать мир – начни с себя». Именно она дает настрой на активную жизненную позицию. В настоящее время проводится много тестирований, анкетирований и ис ...