1. Наличие большой общественно-значимой цели.
Цель, ради которой создается коллектив, имеет большое значение для всей его дальнейшей работы. Большое значение имеет то, ради чего собрались люди в коллектив, каковы их интересы и устремления, какова культурная ценность их увлечения, так как сами интересы обладают различной общественной значимостью, различный общественный потенциал заложен и в занятиях, развивающихся на основе этих интересов.
Большое значение в данном случае имеет и масштаб деятельности. Замкнута ли работа коллектива на себе или его работа ориентирована на выход за свои рамки, в превращение своих занятий в важное общественное дело. Во втором случае имеет место очень продуктивное в воспитательном плане сочетание удовольствия от занятий любимым делом с нравственным удовлетворением человека, приносящего пользу людям.
2. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.
Человек приходит в самодеятельный коллектив, понимая, что здесь он будет иметь условия для более продуктивного занятия любимым делом, чем в одиночку. Но в коллективе помимо индивидуальных интересов возникают и общеколлективные интересы. Цель коллектива - не простая сумма личных целей. Индивидуальные желания входят в нее в измененном виде.
Для достижения коллективной цели требуется такая координация усилий людей, которая определенным образом ограничивает свободу действий отдельного человека. Это объективная основа противоречий между личным и общественным. Путь выхода из этого противоречия - понимание того, что личный успех связан с успехом всего коллектива. Коллективная победа приносит людям не меньшее, а иногда большее удовлетворение.
Нельзя достичь абсолютного совпадения личных и общественных интересов, необходимо уметь их правильно согласовывать. Необходимость согласования интересов часто возникает:
при выработке программы деятельности на продолжительный срок;
при распределении ролей и обязанностей.
Возникают конфликты, причинами которых могут быть:
неточное представление участников самодеятельного коллектива о собственных возможностях;
иногда коллективу необходимо, чтобы его член делал не ту работу, которая ему нравится больше;
ложно понятые интересы коллектива (человеку поручают одну и ту же роль, с которой он хорошо справляется);
эгоцентризм, эгоизм отдельных членов коллектива.
Нельзя дать универсальный рецепт разрешения этих противоречий. Выбор соответствующего способа воспитательного воздействия и урегулирования конфликта определяют:
степень зрелости самодеятельного коллектива;
уровень действительных творческих возможностей участников;
престиж руководителя и авторитет общественного мнения;
индивидуальные психические особенности любителя;
степень срочности выполняемой коллективом работы и т.д.
Методы могут быть разные: разъяснение и убеждение; требование руководителя; давление общественного мнения; исключение.
3. Наличие системы перспективных линий.
Помимо общих целей коллектив должен иметь перед собой конкретные задачи, решение которых и составляет реальное содержание его движения (развития). Такая совокупность согласованных взаимоподчиненных и закономерно распределенных во времени целей и задач называется перспективными линиями.
Другая информация:
Научная новизна и положения, выносимые на защиту
Исследована проблема взаимодействия предметного мира и человека и найдены области, являющиеся источником конфликтов между ними в сфере современного дизайна на разных этапах потребления и создания его продуктов. При рассмотрении процесса п ...
Драматургия сценария
Сценарий клубного или массового представления — произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим (иногда — к лиро-эпическим), отражает те или иные масштабные явления соц ...
Законы культурно-исторического движения
Каждый культурно-исторический тип рождается, живет, расцветает и умирает совершенно самостоятельно. Но при этом развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам.
Первые два закона, выделенные Данилевским, говоря ...
Меню сайта