Динамика. Развитие техники обуславливается общим социокультурным контекстом. Это значит, что развитие техники имеет не только присущие ей внутренние факторы, но и внешние детерминанты. Между тем и сегодня достаточно распространенное узкое понимание техники как совокупности инструментальных средств рожает органическую модель технического развития, обусловленного якобы только внутренней логикой самого технического процесса. Модель эту называют технологическим детерминизмом. Сторонники этой модели основными аргументами в пользу утверждения, что эволюция техники не зависит от социальных политических систем и других социокультурных оснований, приводят то обстоятельство, что не одна социальная группа, ни один человек никогда не хотели, чтобы техника стала тем, что она есть сегодня.
Другая модель развития техники – модель ценностного детерминизма связана с широким пониманием техники как социокультурного феномена. Согласно этой модели, техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей. Техническое развитие, с этой точки зрения, опирается на свободный выбор ценностей, определяющих процессы технического действия и всецело определяется внешними обстоятельствами.
Нетрудно заметить, что технические изменения – это изменения искусственной среды, искусственного мира, созданного человеком, который живет по собственным законам и сформированной шкале ценностей (ценностного ядра) и не полностью подчиняется физическому миру. Но с другой стороны, ссылки на свободный выбор людьми ценностей, определяющих технические действия, – также не полностью убеждают, так как сами технические действия людей, их выбор на самом деле зависит не только от социальных, политических и других, но и от технических обстоятельств, от уровня развития техники. Очевидно, что обе позиции «сходятся», когда лишаются абсолютизации. Таким образом, процесс развития техники имеет как внутренние детерминанты, лежащие в основании технической логики, так и внешние, связанные с логикой социокультурные динамики. Итак, как социокультурное явление техника не может быть выхвачена из общего контекста культуры человечества.
Сегодня получает распространение мысль, о том, что техника не только включена в культуру, но и приоритетна в современных цивилизациях. Что приводит к господству технической рациональности. Собственно в этом и состоит сущность техногенной цивилизации. И требуется, по мнению Г. Маркузе, предельная напряженность человеческого общества чтобы оно осознало катастрофу господства технических ориентаций и сделало новый выбор приоритетов в шкале социокультурных ценностей.
Другая информация:
Национальный реалистический пейзаж
Во Франции к 30-м годам XIX столетия складывается школа художников – создателей национального пейзажа. Одним из первых к образу национальной природы обратился Жорж Мишель. Природа «будничной» Франции, с ее березами, тополями, стала темой ...
К вопросу истории создания и воплощения идеи
«Демона» в творчестве М.А. Врубеля
Весна 1881 года. Не успев окончить Академию, Врубель отправился в Киев, где началась его самостоятельная художественная жизнь. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающи ...
Рафаэль
Творчество другого великого мастера Возрождения - Рафаэля Санти (1483-1520), создает мир образов, исполненный гармонии и красоты.
Он рано лишился матери и отца. Однако судьба не скупясь, ему давала все, что он хотел – многочисленные зака ...


Меню сайта