Самодеятельность как социально-педагогическое явление

Статьи по культуре » Теория самодеятельного творчества » Самодеятельность как социально-педагогическое явление

Страница 1

Самодеятельность – предметная деятельность, как и всякая другая подобная деятельность, имеет предметные результаты. Например, в хоре – это песня, театре – спектакль, хореографии – танец и т.д.

Схема структуры любой производственной организации

Блок управления

Управляемый Предметные

объект Деятельность результаты

В первый блок (блок управления) входят цели, задачи, программа деятельности, сами руководители. Во второй блок – материалы, люди, средства производства. В третий – сам процесс производства.

Схема структуры педагогической системы

Педагогическое

управление

(педагогические процесс изменения новые

задачи) и совершенствования качества

учеников учеников

Объект педагогического

воздействия

Целью педагогики является образование и просвещение. Активность учеников и педагогов взаимна, они одинаково участвуют в педагогическом процессе. Продукт – новые, приобретенные в результате целенаправленного действия качества индивида или группы.

Блоком управления здесь является блок педагогического руководства, а содержанием деятельности – процесс изменения качеств личности, процесс человека более совершенного в сравнении с его же собственными качествами в момент включения в эту педагогическую деятельность.

Схема педагогического процесса в самодеятельном коллективе

Руководитель предметные

педагогического задачи результаты

процесса и педагогические

предметной и предметные

деятельности педагогический

процесс в форме

предметной

деятельности

Участники потребности

самодеятельности мотивы и

интересы педагогические

участников результаты

В самодеятельном творчестве в блоке управления должны быть обозначены не только педагогические задачи, но и задачи предметной деятельности. Специфика самодеятельных организаций заключается в том, что в отличие от других педагогических систем педагогический процесс протекает не на условно-дидактическом материале, а в форме предметной деятельности. Но в отличие от систем производственных предметная деятельность и ее результаты являются не главной целью, а средством решения педагогической задачи.

Таким образом, педагогический процесс в самодеятельном творчестве носит двойственный характер, так как в результате своей деятельности обладает как предметным, так и педагогическим результатом.

Специфика педагогического процесса в самодеятельном коллективе

1. Все педагогические организации имеют ограниченный во времени педагогический процесс (школа – 11 лет, вуз – 5 лет). В самодеятельном коллективе он не ограничен временными рамками и имеет тенденцию к максимальной продолжительности с учетом активной жизни человека.

2. Цели и задачи любой другой педагогической системы задаются извне, а конечный результат выносится за рамки этой системы, т.е. человека готовят к деятельности, которая начинается после его выхода из данной системы (выпускник вуза пользуется полученными там знаниями уже после окончания). В самодеятельности участника не готовят к другой деятельности, его развивают ради самой этой деятельности, а еще, точнее, ради самого участника. Таким образом, извне самодеятельности задается только цель – всестороннее развитие личности, которая присутствует и в педагогической системе, а остальные цели и задачи складываются в процессе предметной деятельности.

3. Участие в самодеятельности добровольно и свободно. Педагогический процесс протекает в нем опосредованно. Задачи самодеятельного творчества не могут игнорировать потребности и мотивы участников, не могут не опираться на них. Без учета реальных интересов, потребностей и пожеланий участников, без обеспечения их высокой активности, то есть без превращения объекта в субъект действия педагогический процесс в самодеятельном коллективе невозможен.

Субъект → задачи → деятельность → субъект в более совершенном виде → более совершенные задачи → более содержательная и совершенная деятельность → субъект в еще более совершенном виде….

4. Руководителю самодеятельного коллектива необходимо учитывать индивидуальные характеристики участников: возраст, уровень образования, мотивы деятельности, предпочтительные формы занятий, степень развитости специальных способностей. Это значит, что особенностью самодеятельности как педагогической системы является исключительное положение и роль блока «участники».

Страницы: 1 2

Другая информация:

Свадебная обрядность
До 30-40-х годов ХХ века у народов коми сохранялись три основных формы заключения брака: свадьба с приданым, свадьба с калымом и свадьба с похищением. Свадьба с приданым была распространена у всех этнографических групп коми, тогда как сва ...

Цвет в интерьере
Дом – это место, где мы проводим большую часть своей жизни, поэтому крайне необходимо, чтобы окружающие нас цвета отражали черты нашего характера и были бы нам необходимы. Может случиться так, что вам не нравиться какая-то комната, потому ...

Экспрессионизм в различных направлениях искусства
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910—32), в целом далёкого от острых политических проблем; «Акцион» («Die Aktion», 1911—33) — социально насыщенного, антивоенного, проникнут ...