Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни

Статьи по культуре » Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского » Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни

Страница 3

В течение своей художественной деятельности, продолжающейся до настоящего времени, профессор Айвазовский обогатил русское искусство образцовыми произведениями, которыми приобрел одинаково громкую известность, как в России, так и за границею. Кроме своего знаменитого имени в искусстве, профессор Айвазовский заслужил также общую признательность своею благотворительною деятельностью.

Ввиду столь выдающихся заслуг Айвазовского для искусства и в ознаменование 60-летнего его юбилея, имеющего состояться 26 сентября сего года, я прошу Ваше превосходительство повергнуть на всемилостивейшее государя императора благовоззрение мое ходатайство о награждении действительного тайного советника Айвазовского орденом св. Александра Невского».

Суть феномена И.Айвазовского - в ярко выраженном амплуа и особенностях творческого метода. Устойчивые признаки индивидуальной манеры И.Айвазовский выработал буквально в первые годы профессиональных занятий и следовал им всю жизнь.

Эта особенность затрудняет суждение об эволюции его живописного языка, делает несовершенной любую периодизацию творчества художника. Однажды апробированные сюжеты возникают вновь и вновь, подчас спустя десятилетия. Однако это постоянство не вызывает ни привыкания, ни раздражения, ни скуки. Предметный ареал, в границах которого существует творческая фантазия художника, требует обращения к иррациональным, экстремальным ситуациям: море, солнце, огонь, облака не являются ни ординарными, ни неизменными.

Изучая наследие известного русского мариниста Айвазовского, скрупулезно анализируя каждую работу, приходим к выводу, что тема воды неиссякаема. Вряд ли словом можно передать ее безграничность: сиюминутные краски заката, туманные утра, штиль, пенный прибой, штормовые раскаты бьющейся о камни воды, морские баталии, серии кораблей. Но тогда еще нужно было найти свою манеру, перенести на холст свои, индивидуальные ощущения моря. Айвазовский в свое время говорил: «Художник должен запомнить их. Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта… Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью». Для одного из самых ярких представителей феодосийской школы не существовало технических сложностей в передаче физических свойств воды – прозрачности, непокорной изменчивости, световых рефлексов.

Импровизационный метод, несмотря на кажущуюся простоту, очень необычен, требует от художника обязательного наличия и сочетания многих разнообразных врожденных качеств, а потому сама возможность его применения для подавляющего большинства даже очень одаренных людей совершенно исключена. Отблеск поэзии, правды и красоты лежит на лучших полотнах художника, являющихся высшим достижением мировой маринистической живописи.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Первобытная культура
Наиболее ранней формой культуры является первобытная культура. Ее историю можно разделить на два значительных этапа: период ее тотального распространения (с возникновения человеческого общества до возникновения цивилизаций) и период ее со ...

Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни
В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым советским искусствоведом, определившим место И. К. Айвазовского в ряду других русских художников, давшим об ...

Значение христианства для развития Европейской культуры
Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реал ...