Свойства потребностей

Вторая природа определяет присутствие в модели представлений о весе и направлении потребностей, позволяющих проектировщику дифференцировать потребности для проектирования и оценки продуктов дизайна.

Вес – сила потребности для человека. Мы используем понятие «вес», потому что оператор постоянно сравнивает потребности друг с другом, и потребность, наделенная наибольшим весом, направляет действие. Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность. Вес потребности определяется в зависимости от индивидуальности человека при взаимодействии человека с реальностью. Доминирующая потребность активирует действие, которое проходит по направлению доминирующей потребности.

Направление – способ удовлетворения потребности. По отношению к модели направление будет выражено в виде блокирующей и движущей потребности. Т.е. потребность, реализация которой в реальности встречает какое-либо препятствие со стороны внутренних или внешних факторов, может быть представлена в модели как блокирующая потребность. В случае если внутренние или внешние факторы дают дополнительный стимул для реализации потребности, такая потребность будет называться движущей. Направление потребности возникает при взаимодействии с реальностью.

Как блокирующие или движущие, потребности могут рассматриваться по отношению к определенному действию.

Движение с уровня на уровень и от одной ситуации к другой происходит благодаря весу потребности. Систему потребностей человека можно представить как особого рода генетическую структуру, в которой у каждой потребности есть одна или несколько предшествующих, и, соответственно, она тоже может выступать основанием для появления одной или нескольких потребностей другого уровня. Все они вырастают из базовых потребностей человека. Вес, или сила, потребности – это результат взаимодействия нескольких потребностей, имеющих разное направление и обусловленных степенью несоответствия предметного мира человеку. Несоответствие не следует трактовать как целиком негативное состояние, поскольку именно оно подталкивает человека к деятельности. Чем больше несоответствие, тем больше напряжение, организующее проявление веса потребности. Потребность – ответ на зафиксированную степень несоответствия человеку окружающего мира.

Высокий вес может быть у потребности с любой направленностью. Низкий вес потребности приводит к тому, что она не влияет на деятельность непосредственно.

Наличие предмета может усиливать вес потребности. Например, инструмент, качественно выполняющий свою функцию, поддерживает работу специалиста. Так, штатив, позволяющий удобно управлять фотоаппаратом, поддерживает вес потребности в работе фотографа. Приведенный выше пример с черно-белым кино тоже демонстрирует вариант усиления веса потребности. Сам по себе вес потребности – относительная величина, которая может быть определена только по отношению к другим потребностям.

Другая информация:

Живопись Микеланджело «Святое семейство», или «Мадонна Дони»
О живописи Микеланджело говорил подчас с высокомерием, даже раздражением, как не о своем ремесле. И однако, под впечатлением его живописи Гете писал в своем дневнике: «Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть так ...

Исторические предпосылки возникновения феномена Айвазовского
Первая половина XIX века – время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание. В этот период были созданы величайшие по своему значению произведения литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь, ...

Императорские театры
Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в введении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России в ...