Биография М.А. Врубеля

Страница 2

В творчестве художника наступает самый продуктивный период – он много и плодотворно работает в разных жанрах и техниках: пишет портреты (Арцыбушева и Мамонтова), декоративное панно («Венеция» и «Испания», «Фауст»), занимается дизайном, делая эскизы для абрамцевского дома, начинает работать с керамикой, активно экспериментирует, соединяя различные технические приемы, смешивая эмали и глазури. Благодаря его экспериментам с этой техникой керамику стола возможно использовать в облицовке зданий (знаменитое керамическое панно на фасаде гостиницы «Метрополь»).

Врубель продолжает писать акварелью, причем делает довольно большие работы, не характерные для данной техники («Гензель и Гретель», «Царевна Волхова»). Ему нравятся смешанные техники – акварель, белила, тушь, гуашь, сепия, карандаш, уголь, пастель. В таком стиле часто написаны эскизы декораций, которые сами по себе являются произведениями искусства. Но все же наиболее значительные произведения этого периода написаны в технике масляной живописи, с использованием различных приемов письма – Врубель накладывает мазки то легко и прозрачно, то густо и пастозно, работает как мягкой, так и щетинной кистью, тонким ножом. Колорит, как правило, насыщенный, богатый оттенками и переливами. Для выделения главных персонажей часто используются крупные планы, фрагментация; части фигуры и предметов как бы выходят из картинной плоскости на зрителя.

Важное место в творчестве художника занимает сценография: Врубелю принадлежит оформление многих спектаклей Частной оперы Мамонтова. Для театра Врубель становится незаменимым человеком, многие современники упоминают о его феноменальной зрительной памяти и энциклопедических знаниях в области этнографии, истории костюма, архитектуры. Он мог нарисовать эскиз в любом стиле, набросать исторически верный рисунок костюма или эскиз мебели любой эпохи, не обращаясь к справочным изданиям.

В Частной опере художник встретил и свою любовь – певицу Надежду Забелу. Голос и облик ее настолько поразили Врубеля, что в первый же вечер знакомства он сделал ей предложение. Вскоре они поженились. Забела исполняла почти все заглавные партии в операх Римского-Корсакова, ставшего вскоре близким другом Врубеля, открывшим для него мир русской сказки. « . Благодаря вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду . » И действительно, из-под его кисти в этот период выходит особенно много работ на тему народной поэзии, русских сказок и былин («Тридцать три богатыря», «Царевна Лебедь», «Микула Селянинович», «Богатырь»), а под влиянием опер Римского-Корсакова появляется целая серия майоликовых скульптур («Садко», «Снегурочка»).

В более поздних работах, таких как «Пан», «К ночи», «Сирень», заметно влияние символизма, зародившегося на рубеже веков. Это таинственные картины, полные волнения и тревоги, рассказывают о фантастических силах, скрывающихся в обыденных вещах.

В 1901 году у Врубеля родился сын – «мальчик прелестный, с каким-то поразительно сознательным взглядом . но с раздвоенной верхней губкой. Это так глубоко поражает брата, что вскоре наступает постепенное и неуклонное погружение . в стихию его конечного Демона» (из воспоминаний А.А. Врубель). Кроме того, на него повлияло неприятие публикой «Демона поверженного», в которого он, кажется, вложил все силы своей души.

С 1902 года появляются первые признаки быстро прогрессирующего душевного недуга. После лечения болезнь на некоторое время отступает, но смерть сына в 1903 году ведет к ее возобновлению. С этого времени Врубель почти непрерывно находится в лечебницах Москвы и Петербурга, но в моменты просветления он продолжает работать: пишет замечательные портреты Забелы-Врубель, Брюсова, картины «Жемчужина», «Шестикрылый серафим».

Болезненное состояние, в котором Врубель пребывал в эти годы, на его живописи никак не отразилось, разве что он стал писать свои картины, используя еще большее разнообразие техник, чем прежде, - подробный рисунок углем закрашивается широкими цветовыми плоскостями, а поверх он снова мог рисовать пером или карандашом. Стремясь как можно скорее воплотить на холсте обуревавшие его чувства, художник часто пренебрегает технологическими правилами и не дожидается, пока краски высохнут. Помимо крупных живописных работ, в этот период им создано множество графических портретов.

Страницы: 1 2 3

Другая информация: