Значение и сущность театрализованного празднества и зрелища в средние века

Статьи по культуре » Театрализованные представления Средневековья » Значение и сущность театрализованного празднества и зрелища в средние века

Истоки театрализованных массовых зрелищ средневековья надо искать в сельских обрядах народов, пришедших на смену рабовладельческому Риму, в самом быту земледельцев. Народ, хотя и принявший христианство, еще находился под сильнейшим влиянием языческих верований. Несмотря на преследование церкви, деревенское население по древним обычаям праздновало конец зимы, приход весны, сбор урожая; в играх, танцах и песнях люди выражали свою наивную веру в богов, олицетворяющих силы природы. Эти праздники и положили начало будущим массовым театрализованным действиям.

Эти массовые праздники были пронизаны здоровым юмором, выражали творческие силы народа. Постепенно, все больше терялся обрядово-культовый смысл, они отражали элементы реальной жизни, связывались с трудовой деятельностью, превращались в традиционные игрища, развлечения зрелищного характера, а с развитием торговли усиливается тяготение деревни к городу и эти массовые праздники вместе с народом перекочевали на улицы и площади городов. Эти праздники играли большую роль в жизни средневекового человека.

Участникам праздника предлагался особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Игра всегда действие, в которое вовлечены играющие. Однако, испытывая непосредственные переживания, связанные с участием в игре, наслаждаясь самим ее процессом и результатами, участники испытывали и эмоциональные переживания, вызываемые, в частности, зрелищностью игрового действия.

Само это игровое действо в условиях массового праздника выступало для одних в качестве непосредственного активного занятия, для других - в форме зрелища.

Празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь переживал его, идентифицируя себя в какой-то степени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игровом театрализованном действии. Театрализованное игровое действо становилось чрезвычайно важной, активной частью любого массового праздника и во многом способствовало его успеху.

Итальянский исследователь А. Банфи в статье «Природа зрелища» выдвигает два характеристических признака средневекового театрализованного зрелища - действенность и коллективность. Он разделяет многообразие зрелищных явлений на три основных типа. Во-первых, это зрелища «социальные сами по себе», к которым Банфи относит празднества, уличные события - все те явления, в которых нет ролевого разделения на актеров и зрителей; во-вторых, лишь обособленные зрелищные явления, имеющие своих исполнителей и зрителей, но с явно выраженным участием зрителей в представлении - обряды, ритуалы, церемонии; и, наконец, в-третьих, зрелище как самостоятельное явление, имеющее художественно организованную форму - театр в самом широком смысле.

Таким образом, итальянский исследователь оценивает зрелище в основном с точки зрения соотношения в нем действительности и коллективности.

Таким образом, художественно-организованное зрелище существовало и как игровое действо. Действо являлось системой операций и одновременно - символическим ритуальным актом, т. е. действием.

Другая информация:

Кубофутуризм
Картина «Точильщик» («Принцип мелькания». Картинная галерея Йельского университета), написанная Малевичем в 1912 году, в перспективе времени превратилась в классическое полотно русского кубофутуризма. Вспомогательное название лучше всего ...

Поль Сезанн
Поль Сезанн (1839-1906 гг.) в своё время заявил, что он хочет сделать из импрессионизма солидное, истинно музейное искусство. Поль Сезанн на протяжении всего своего творчества стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", ...

Особенности постимпрессионизма
Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Художники ...