Театрализованные представления Средневековья

Статьи по культуре » Театрализованные представления Средневековья

Практически во всех теоретических работах история праздничной культуры рассматривается, как правило, в аспекте идеологии и организации массовых зрелищ, которые, по большому счету, делятся на священные ритуальные игры и праздничные забавы, или, как образно утверждал М. Элиаде, на «священное и мирское». История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков.

Праздничный антракт, время вселенского смешения, поистине представляет собой период, когда мировой порядок отменяется. Оттого в это время позволяются любые эксцессы. Следует вести себя вопреки всяким правилам. Все должно делаться навыворот... Чтобы вернее возвратиться к жизненным условиям мифического прошлого, люди всячески стараются поступать вопреки обычаю. А с другой стороны, во всякой невоздержанности проявляется добавочная мощь, которая после чаемого обновления мира непременно принесет изобилие и процветание.

Можно привести несколько значений понятия «праздник»: религиозный день памяти культового события; день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического или гражданского события; официально установленный день отдыха по случаю празднования этих выдающихся событий; веселье, бал, устраиваемый кем-либо; день массовых игр, развлечений (спортивный, зимний, военный, детский и др.); счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь событием; праздник в переносном смысле слова: испытанное от чего-нибудь наслаждение или сам по себе источник наслаждения.

И, наконец, в современном понимании праздник - это необычайно старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных групп, в котором отдельные фазы жизни трактуются группой особым образом, требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования.

Праздник, следовательно, культовая игра по поводу некоего события, имеющая зрелищный и активно деятельный характер, когда зритель принимает в нем непосредственное участие. Уже в средние века массовые праздники приобрели форму театрализованных зрелищ. В средневековье, в структуре народной культуры возникает и приобретает устойчивое значение зрелища в игровых и культовых формах.

Значение зрелища как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Зрелища можно назвать ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека и человечества. Именно зрелище в значимой степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.

Со зрелищем как фазой культурной жизни связаны культурные явления, в принципе не имеющие места вне праздника. Здесь имеется в виду необычайно широкий круг поступков, вещей, обычаев, знаков, символов, целых комплексов, составляющих ритуал или праздничную церемонию.

Вопрос о природе, содержании и значении зрелища как особой формы культуры и способа удовлетворения духовных потребностей людей в период средневековья представляет собой очень сложную проблему, сложность которой обусловлена широтой самого явления и многообразием его функций: от социально-нравственной, до гедонистической, развлекательной и т. п.

В нашей работе мы попробуем проследить связь зрелища как театрализованного представления в культуре, и развитие культа в структуре зрелища это и есть цель данной работы.

Другая информация:

Специфика культурологического изучения техники
Из многочисленных определений видно, что техника предстает как многогранное, многоаспектное явление. Можно выделить пять важнейших аспектов техники, изучаемых различными науками. 1. Инструментально-технологическое измерение, составляющие ...

Проблемы воспитания в театральных коллективах
Одна из первых художественно-образовательных задач — это формирование эстетического восприятия, художественного мышления человека, другая задача, другой уровень образовательной работы представляет обращение руководителя к проблемам нравст ...

«Школа» Айвазовского
Педагогическая и наставническая деятельность И. К. Айвазовского заключалась в создании и поддержании художественной мастерской. В 1853 году Айвазовский предложил проект об учреждении в Крыму художественной школы. Приведем некоторые выде ...