Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке

Статьи по культуре » Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке

Страница 1

Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.

Можно выделить несколько основных (весьма условных) хронологических вех первоначального формирования сфер духовной культуры: - 2,5 млн. лет тому назад;

- 40 тыс. лет тому назад;

- 5 тыс. лет тому назад.

Это рубежи, обозначающие значимые перемены в процессе, который последовательно ведет к оформлению нормативных сфер духовной культуры (объективные истины) и к становлению ценностных сфер духовной культуры (субъективные ценности).

Этика — это нормы морали, правила поведения, нравственные отношения людей. Этика отражает и закрепляет межличностные отношения. Они могут быть представлены формулой человек — человек, в которой общепринятые в социуме нормы поведения даны как модель общения, как стереотип поступков не только по отношению к конкретному человеку, но и — в цивилизованных обществах — к человеку воображаемому или ко всему тому, что одушевлено, очеловечено, на чем лежит образ человека, что сохраняет память о нем.Нормы морали почерпнуты из житейского опыта и зафиксированы в установлениях и документах как светского, так и религиозного содержания, иногда в форме назидательных примеров и поучений, в том числе иносказательного характера (пословицы, поговорки, присказки, сказки, басни, притчи), а также в форме актов властных структур, в художественных, научных и философских произведениях, имеющих целью привить человеку понятия добра и зла, обеспечить такого рода поведение личности, которое бы не нарушало целостности коллектива, его стабильности.

Нравственность — исторически первая сфера духовности, освоение которой через ритуально-обрядовые действа и с помощью семейно-родственных отношений позволяло противопоставить животному инстинкту человека жить для себя потребность жить для окружающих людей.

Превосходство общего интереса над индивидуальным насаждается силой или прививается любовью — и воспринимается как абсолютный закон поведения во благо самосохранения всего коллектива и самого человека, чьи поступки ограничиваются запретами. По мере формирования личности поведение человека корректируется им самим — в результате осознания самоценности своего социума.

Эстетика — это художественное сознание и художественное творчество, восприятие и воспроизведение внешнего мира природы и общества и внутреннего мира человека в образах, представленных словами, жестами, мимикой, наглядными изображениями, в том числе нанесенными на орудия труда, предметы обихода и культа в качестве украшений или представленных в специально созданных произведениях, имеющих чисто художественное значение.

Эстетика как пласт духовности формируется параллельно и одновременно с этическим сознанием уже на ранних этапах истории человечества — прежде всего, как адекватное выражение представлений о добре в зримых образах прекрасного и о зле в зримых образах безобразного.

Коллективизм общественного бытия прививался системой воспитания не только в поучительно-назидательной форме, но и с помощью ритуально-обрядовых действий, которые со временем приобрели характер самостоятельных игр, праздников, зрелищ, театрализованных актов, в которых воплотились обычаи племен и народов. Самоотождествление человека с окружающей природой, подражание ей, ритмизация трудовой деятельности и быта позволили со временем создать живописные, пластические и музыкальные образы, не несущие непосредственной функциональной нагрузки, а опосредующие чувственно-эмоциональное отношение людей к миру и к самим себе.

Духовная культура, сложившаяся еще в период родо-племенных отношений как этико-эстетическое сознание, пополнялась (по мере формирования новых социальных общностей и по мере вычленения человека из жестко обусловленного коллективного окружения) другими пластами коллективного сознания, наслоение которых создавало единую духовность того или иного исторически сложившегося социума.Этика, право, наука определяют нормы, правила, законы, которые, отражая объективные отношения, сложившиеся в обществе, и объективные отношения общества к природе, становятся истинами. А эстетика, религия, философия, отражая субъективное, личностное отношение человека к миру (соответственно на чувственном, эмоциональном и рациональном уровнях), определяют ценности, на основе которых складываются идеалы.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Простые жанры
Другим видом жанра является простой жанр. Одним из его разновидностей является - альба, песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на утренней заре, о наступлении которой возвещает сторож или верный друг, всю ночь охранявший мест ...

Что же это за явление – самодеятельная песня
Что же это за явление – самодеятельная песня? Традиции создания песен с ярко выраженной авторской позицией, песен граждански активных существовала давно. Вспомним «Варшавянку» Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Там ...

Эдуард Мане
О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуарда Мане (1832-1883 гг.). Правда, сам он никогда не считал себя представ ...