Заключительный этап творчества. Конец 50-х-60-е года

Статьи по культуре » Творчество Филиппо Липпи » Заключительный этап творчества. Конец 50-х-60-е года

Страница 2

Великолепное тондо «Мадонна с Младенцем» и «сцены из жизни Святой Анны» (Питти) - своего рода прелюдия к произвольным пространственным построениям маньеристов. Художник, по всей вероятности, написал его для какого-то заказчика из семьи Бартолини в 1452 году, в то время, когда начинал работать над фресками в Прато. Если группа «Мадонны с Младенцем» на первом плане внешне еще традиционна, то сцены на фоне картины разворачиваются в ирреальной архитектурной среде, а в фигурах появляется подчеркнутая линеарность, напоминающая эллинистическую скульптуру, что характерно и для фресок собора в Прато.

В начале пятидесятых годов 15 века Филиппо был уже знаменит и имел многочисленные заказы. В Прато ему было поручено исполнить фрески главной капеллы собора на тему «Сцены из жизни Святого Стефана и Иоанна Крестителя». Филиппо приступил к росписям в 1452 году. «Идеальный классический стиль», по определению Аби Варбурга, пронизывает здесь почти все фигуры. Совершенно очевидно, например, что образцом для прославленной танцующей «Саломеи» послужила античная скульптура. Неистовое движение подчеркнуто разметавшимися от ветра волосами и развевающимися тканями одеяния - то есть характерными элементами античных изображений Менады, Виктории, Горы. Использование подобных мотивов было теоретически обосновано Леоном Баттистой Альберти еще около 1435 года, но вошло в моду у флорентийских художников только в 1450-1460-х годах.

В сцене «Пир Ирода», как, впрочем, и в других сценах фрескового цикла в Прато, композиционное решение особенно сложно и импозантно, с множеством фигур, изображенных в разнообразных позах, часто противопоставленных друг другу, Липпи установил новый принцип соотношения фигур и окружающего пространства, продвинувшись тем самым дальше того, что совершила революция Мазаччо в живописи двадцатых годов 15 века. Новшество состоит в ускоренном линейном композиционном ритме. Пространство расширилось, так как Филиппо удалось «раскрыть стены» в грандиозной перспективе.

Анализируя сцену «Похороны Святого Стефана», становится понятным, как, благодаря изображению церковного интерьера, он добился впечатления реальности соотношения фигур и архитектуры в атмосфере, напоминающей об античной классике. Никогда прежде в его стиле не играла такую важную роль контурная линия; даже цвет, ранее в алтарных картинах сияющий и как бы эмалевый, кажется приглушенным, хотя композиции по-прежнему наполнены светом, теплым и воздушным.

К годам работы в Прадо относятся картины, по большей части исполненные в сотрудничестве с Фра Диаманте и другими помощниками, находящиеся теперь в различных музеях и церквах города. В это же время была написана напряженная по настроению, почти патетическая «Пьета» (Милан). Творчество этого периода иногда называют лебединой песнью Липпи, поскольку во фресках апсиды собора в Сполето, созданных при значительном участии мастерской, он уже не смог достичь того высокого художественного уровня, который характерен для произведений, исполненных в Прадо.

Цикл фресок в Сполето, изображающих Сцены из жизни Марии, был рассчитан на рассматривание издалека. Возможно, по этой причине их композиционное решение более упрощено, а фигуры расположены более симметрично. Следует, однако, помнить, что в то время Филиппо был уже стар и болен: он начал работать в Сполето в сентябре 1467 года и оставался там до своей смерти в октябре 1469 года.

И, тем не менее, это период потрясающих произведений искусства, выдающихся творений, о которых современники отзывались как о гармоничных, привлекательных образах, вознося мастера за несравненную способность передавать чувства персонажей и атмосферу сцены. Говоря словами Вазари, «за высокие качества его ценили настолько, что многое предосудительное в его жизни было покрыто тем уровнем, которого достигла его доблесть».

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Культура как мир человека. Духовность и интеллигентность
Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого ч ...

Разряды культурной деятельности
Каждая цивилизация, считал Данилевский, развивает свою собственную идею на поле человеческой деятельности. Так, греческая цивилизация довела до совершенства идею красоты, европейская цивилизация — науку о природе, семитские племена — рели ...

Развитие сюрреализма
Термин сюрреализм – впервые употребил в 1917г Гийом Аполлинер. Сюрреалистическими, то есть изображающими больше чем действительность, Аполлинер назвал свои стихи и пьесу ,в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека. Потом эт ...