.
Термин “культура” (от латинского “возделываю”) имеет в литературе около 1000 определений. Можно выделить следующие группы этих определений:
1. Описательные. Культура — это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии. Следовательно, в музеях мы храним образцы деятельности человека.
2. Исторические. Культура — это все то, что люди произвели искусственно.
3. Нормативные. Культура — все то, что составляет ценности.
4. Идеологические. Культура — это поток идей, переходящих от поколения к поколению. В этом случае в музеях хранятся идеи, опредмеченные в вещах — носителях идей.
И так далее.
Многочисленность определений свидетельствует о том, что культура сложное явление, и каждое определение подчеркивает какую-либо сторону культуры.
В истории человечества культура возникает в тот момент, когда человек утрачивает инстинктивную программу поведения. Чтобы выжить, он должен был создать новую, уже не природную среду обитания, новую экологическую нишу — культуру. Культура в этом случае выступает как механизм адаптации человека к миру. С этого момента культура противостоит природе как искусственное создание человека. К выработке такого механизма оказалась способной лишь та ветвь наших предков, которая смогла развить сознание — разум. Между деятельностью человека и культурой существует органическая связь. Человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает культуру. Вступая в жизнь, человек должен овладеть тем уровнем деятельности, который достигнут обществом. А это и есть овладение культурой. Отдельный человек в своем индивидуальном развитии в свернутом виде проходит все ступени развития культуры, которое раньше прошло все человечество. Культура стала механизмом социальной наследственности, поскольку социальный опыт не передается биологическим путем. Она есть социальная память. В то же время культура как часть природы обладает космическим значением. Она — закономерный результат космического развития, положительное направление мирового процесса, противоположного росту энтропии.
- Культура как мир человека. Духовность и интеллигентность
- Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре
- Культура и цивилизация
- Возникновение теории массовой и элитарной культур
- "Человек массы" как основной потребитель массовой культуры
- Особенности массовой культуры
- Тематика произведений массовой культуры
- Значение массовой культуры
- Элитарная культура как антипод массовой
- Человек элиты
- Особенности элитарной культуры
- Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур
Другая информация:
Надлом цивилизации
Цивилизации, полагает Тойнби, принимают смерть не от внешних Неконтролируемых сил или предопределенности судьбы, а от собственных рук.
Начало распада он называет Надломом. С чего начинается Надлом цветущей цивилизации, как она утрачивает ...
Графика
Рембрандт ставит в своем искусстве проблему этической ценности личности, нравственного смысла человеческой жизни. В русле этой проблематики идут его художественные искания в 50 – 60-е годы – как в живописи, так и в графике.
Графика – рис ...
Система платных услуг в сфере культуры
Важной чертой механизма финансирования стало объединение средств, поступающих из различных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование этого дохода независимо от источника финансирования. Причем средства, поступа ...
Меню сайта